Программы преподавания курса литературы в школе в разных странах, вероятно, похожи: последовательно, пласт за пластом, дети изучают литературное наследие своей страны, время от времени выхватывая что-нибудь из конгломерата текстов, которые мы неопределённо называем всемирным литературным наследием.
Впрочем, определённые отличия, обусловленные разницей в культуре, политике и истории, всё же есть. Американцы в основном уделяют внимание собственным авторам, лишь изредка разбавляя их чем-то ещё, англичане предпочитают рассказывать обо всём на свете (это наследие классических британских школ, где готовили универсального джентльмена), а немцы непропорционально много говорят о современной прозе, делая акцент на еврейских авторах (как немецкого, так и зарубежного происхождения - так они не позволяют своей молодёжи забывать о наследии тоталитарного периода: диктатуре, Холокосте и Второй мировой войне).
Мы решили пробежаться галопом по Европам и рассказать, каких авторов проходят школьники в разных странах. В основном наш обзор касается Европы, но ради разнообразия мы коснулись хотя бы одной страны на всех пяти континентах (обошли только Австралию, но их программа напоминает британскую до степени смешения, поэтому, надеемся, вы нас простите).
Франция
У наследников грозных галлов, как и у львиной доли европейских стран, отдельной школьной дисциплины под названием «литература» нет - вместо этого они изучают интегральный курс под названием «родная речь»: микс французского языка и чтения/разбора/анализа текстов.
Школа во Франции
Строго говоря, фиксированной программы тоже нет - есть довольно пространный список рекомендованных произведений, а учителя, школьные округа или даже сами дети (при помощи опросов) могут выбрать, что именно они будут читать.
Однако из каждого правила есть исключения. Так и тут - есть несколько текстов, которые школьники должны прочитать в любом случае:
- «Отверженные» Виктора Гюго;
- «Мнимый больной» и несколько комедий Мольера;
- «Жерминаль» Эмиля Золя;
- «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.
А вот Дюма, Дрюона и Стендаля в обязательный список во Франции не включают (зато «Три мушкетёра» есть в программе фламандских школ в Бельгии - интересный нюанс, не правда ли? Возможно, это связано с тем, что героический Д`Артаньян нашёл свой конец в болотах Фландрии?).
США
У американцев тоже нет официально утверждённой школьной литературной программы. Более того: каждый штат или даже округ может подготовить свои собственные списки книг, которые детям рекомендуется прочитать и изучить.
А вообще, большинство американских детей и подростков любят читать. Правда, о Чехове и Достоевском обычно слыхали только старшеклассники, да и то знакомство чаще шапочное, но, положа руку на сердце, а многие русские дети читали Харпера или Дикинсон?
американская школа
По данным проведённого в 2019 году опроса, в топ-5 наиболее популярных книг у школьников попали:
- «Убить пересмешника» Харпер Ли;
- «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена;
- «Повелитель мух» Уильяма Голдинга;
- «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда;
- «Алая буква» Натаниэля Готорна.
Великобритания
В этой стране есть две основные программы - шотландская и английская (её, с модификациями, используют в Уэльсе и Северной Ирландии). В основе обеих - произведения мировой литературы в равных пропорциях плюс блок национальной британской классики.
С учётом того, что даже в советских школах находилось время для Диккенса или Шекспира, список покажется подозрительно знакомым 9 из 10 российских школьников, да и родители встретят знакомые имена.
Primary School в Великобритании
Неожиданностью будет, пожалуй, только септалогия Роулинг про Мальчика-который-выжил:
- «Большие надежды» Чарльза Диккенса;
- «Гордость и предубеждение» Джейн Остин;
- «О мышах и людях» Джона Стейнбека;
- «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте;
- «Гарри Поттер и философский камень» Джоан Роулинг.
Нидерланды
Маленьких голландцев стараются особо не мучить классикой - этот пласт мировой культуры и истории предполагается освоить в колледже или университете, в то время как в школьную программу входят интересные и захватывающие современные тексты, призванные привить любовь к чтению. А дальше, мол, сами разберутся. Что же, подход заслуживает внимания!
школа в Нидерландах
А читают нидерландские школяры вот что:
- «Сумерки» Стефани Майер,
- «Голодные игры» Сьюзен Коллинз,
- «Второй шанс» Филиппа Поццо ди Борго,
- «Убежище. Дневник в письмах» Анны Франк.
Германия
Как и в США, немцы предпочитают решать вопрос о содержании школьной программы на земельном (местном) уровне, хотя классическую литературу в том или ином варианте включают все курсы.
Школы в Германии
В большей степени речь идёт о немецком национальном литературном наследии, но почётное место занимает антивоенная проза - вне зависимости от места рождения автора:
- «Натан Мудрый» Готхольда Лессинга;
- «Фауст» Иоганна Вольфганга Гёте;
- «На Западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка;
- «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя;
- «Превращение» Франца Кафки.
Турция
При Эрдогане Турецкая Республика постепенно отходит от идеалов революции Кемаля Ататюрка и превращается в клерикальный режим, чему яростно противятся современные прозападные силы и политическая оппозиция.
При этом первым и самым главным текстом, что изучают на уроках литературы, вот уже больше пятидесяти лет остаётся национальный гимн - его печатают на тетрадных и книжных обложках и изучают в школах. Кроме него, в программе есть признанные шедевры восточной литературы, такие как:
- сказка «Керем и Аслы»;
- басни Ходжи Насреддина;
- «Книга путешественника» Эвлии Челеби;
- «Белый пароход» Чингиза Айтматова (внезапно!).
Китай
В основе программы лежат так называемые четыре классических романа - средневековые произведения, на которых стоит национальная литература как таковая.
Конфуцианское Четверокнижие
Кроме того, изучаются поэзия периода Тан, драматические произведения Юань, хроникальные и летописные произведения, а также не очень известные, но популярные современные авторы, рассказывающие о перипетиях революционной борьбы и противоборстве с японскими захватчиками во время Второй мировой.
Неожиданно в списке есть «Как закалялась сталь» Островского и некоторые произведения Максима Горького.
Венесуэла
Латиноамериканская литература малоизвестна широкой публике, но является предметом почитания российских интеллектуалов.
Разумеется, это нашло отражение в местной специфике преподавания словесности; младшеклассники изучают местных авторов, а зарубежные произведения проходят в старшей школе.
Школьники Венесуэлы
Каждый юный венесуэлец должен прочитать:
- «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсии Маркеса;
- «Скромный герой» Марио Варгаса Льосы;
- «Игра в классики» Хулио Кортасара;
- «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса.