Авиапутешествия - занятие достаточно утомительное для пассажиров, как и для экипажа и бортовых проводников, притом, что жизнь последних на борту воздушного судна связана с множеством ограничений и строго регламентирована, расписана буквально по минутам.
Однако если пассажир может попросить алкоголь, расслабиться, послушав музыку или посмотрев фильм, наконец, ему доступна возможность откинуть сиденье кресла и вздремнуть, то как отдохнуть членам экипажа и обслуживающему персоналу, в особенности - на дальнемагистральных маршрутах?
Логикой организации воздушных перелётов, законами и правилами международной организации авиации места для отдыха должны быть размещены на борту каждого воздушного судна. Это требование безопасности, ровно такое же, как обязательное правило на счёт того, что в кабине единовременно должны находиться минимум два человека.
Боинг 777 спальное место экипажа
В небольших самолётах всё решается достаточно просто: пилот при необходимости может передохнуть на пустых местах в салоне первого класса, а бортовые проводники - на таких же в кормовой части салона (при возможности, разумеется).
А что насчет дальних полётов и машин, способных находиться в воздухе десятки часов и преодолевать по 12-15 тысяч километров за раз - это «Боинги» линеек 777 и 787 «Дримлайнер», а также широкофюзеляжные «Эйрбасы»? Невзирая на единственную палубу, каждый из них может принять на борт несколько сотен человек и доставить их на очень дальние расстояния.
Boeing-787 Dreamliner комната отдыха пилотов
Конструкция этих воздушных судов предусматривает секретную - для «гостей», естественно - комнату, специальным образом сконструированную для организации отдыха линейного персонала и экипажа во время долгих перелётов.
Эта зона скрыта над зоной первого класса, в самом её начале, поблизости от кабины пилота. Подняться туда можно по специальной лесенке, а вход заперт на специальные замки, ключами от которых располагают только члены экипажа.
Boeing 777 комната для бортпроводников
В целом там весьма комфортно, хотя и не хватает иллюминаторов (второй ряд в этой зоне повлёк бы снижение надёжности конструкции), зато от проникновения посторонних звуков всё защищено по высшему уровню. В этой зоне, рассчитанной на 8 человек, есть спальные места для лётного состава и бортовых проводников.
В каждом есть койко место с постельным бельём и собственным источником света, что позволяет проводить досуг сообразно своим потребностям, зеркало, отсек для багажа, а также все необходимые средства обеспечения безопасности, будь то тушение огня, детекция дыма или защита лёгких от продуктов горения.
Дверей нет, вместо них занавески. Некоторые самолёты оборудованы отдельным туалетом для персонала, хотя это скорее исключение, чем правило.
Аналогичные зоны отдыха оборудованы и на самолётах производства «Эйрбаса», на всех, начиная с А330, а также на среднемагистральных бразильских и дальнемагистральных китайских воздушных судах.
Удивительное дело - в советское время самолёты Ту-114 и грузовые модели типа Ан-124 и Ан-22, а также некоторые военные самолёты также располагали специальными зонами для отдыха экипажа.
А как быть, если самолёт не оборудован кабинами и зонами отдыха? Существует решение и на этот счёт - специальные сменные модули-кабины. Они размещаются в грузовом трюме в носовой части, а попасть туда можно через специальный лаз в пассажирской палубе (разумеется, он тоже должен тщательно запираться во избежание несанкционированного пассажирского доступа).