Северная Корея и Туркмения - 2 самых закрытых от внешнего мира государства, о которых до сих пор мало что известно. Вследствие таинственности и недоступности КНДР и Туркменистан постоянно сравнивают друг между другом, ведь сходств у двух стран предостаточно, однако есть и существенные различия, о которых мало кто знает.
На территории Туркменистана, к примеру, не принято проводить жестокие казни, как в Корее, зато закрытость от остального мира даже в большей степени, чем у северокорейцев.
Журналисты из стран, входящих в список дружественных, время от времени посещают Пхеньян и заготовленный для них туристический маршрут, поэтому в сети есть хоть какая-то информация о том, как устроена жизнь в КНДР.
В Туркмению же никогда не пускают журналистов и не показывают им быт, уклад жизни и состояние городов. Туристам в Туркмению дорога тоже закрыта, поэтому вся информация о тамошней жизни в мир исходит по принципу сарафанного радио: живущие там родственники или давно переехавшие в другую страну граждане рассказывают обо всем из уст в уста или делятся в интернете.
Изредка видеоблогерам удается попасть в страну и отснять короткие видео о местной жизни и набраться впечатлений, которые они публикуют в сеть. Оппозиционные средства массовой информации, переехавшие из Туркмении в целях безопасности, собирают информацию от знакомых и при помощи нее обличают властвующий в стране режим.
Туркмения занимает 4 место в мире среди стран с самыми крупными запасами газа, однако, по словам видевших реальную ситуацию людей, это не помогает государству процветать.
Глава Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов
Когда Гурбангулы Мяликгулыевич Бердымухамедов (фух, выговорили) стал президентом страны, заменив своего предшественника, занимавшего пост главы государства еще с советских времен, все подумали, что теперь Туркмения изменится.
В первые годы президентского срока Бердымухамедов снова ввел систему выплат пенсий старикам, возобновил работу театров, библиотек и Академии наук, а также вернул месяцам нормальные названия.
Во время правления Сапармурата Ниязова месяца назывались в честь его родственников. Однако нетронутым осталась внутренняя политика страны - народ по-прежнему жил и живет отдельно от власти.
Система кланов и кумовство
Хорошие условия жизни в стране только у тех, кто располагает крупными суммами денег. К их числу относятся люди, имеющие друзей/родственников/ иные связи в государственном аппарате.
Если есть знакомые люди во власти, туркмен получит хорошую работу с достойным окладом, сможет отправить детей учиться в турецкие университеты и даже купить квартиру в лучших домах Ашхабада. Эти здания являются визитной карточкой города, и простые граждане никогда не смогут позволить себе жилплощадь в них.
В Сети можно увидеть фотографии, где на чистых и красивых площадях и проспектах с памятниками архитектуры почти нет людей в любое время суток.
День независимости Туркменистана парад
Происходит это не потому, что перед съемкой всех людей убирают из кадра - на главные улицы Ашхабада просто не пускают прохожих. Эти места построены специально для жизни наделенных властью лиц, и немногочисленных гостей страны в виде дипломатов и лидеров стран проводят именно по таким местам.
Автомобили черного цвета, к слову, в Туркмении запрещены: чиновникам и остальным гражданам можно ездить только на белых или светлых машинах, чтобы не нарушать гармонию с окружающей средой.
Рядовым жителям Ашхабада живется непросто. Расселены они в старых пятиэтажных домах на окраинах города, построенных еще при Хрущеве на посту генсека ЦК КПСС.
Внешний облик хрущевок напоминает пеньки, на которых растут опята: практически над каждым окном есть телевизионная тарелка, при помощи которой местные жители имеют возможность следить за событиями в мире.
Президент Сердар Бердымухамедов - заседание Кабинета Министров (трансляция по новостям)
Государственные каналы наполнены пропагандой, от которой местные пытаются спастись, пользуясь спутниковым телевидением.
Власти категорически против того, что ашхабадцы ставят эти тарелки, поэтому регулярно проводят работы по демонтажу оборудования. Данные меры помогают всего на пару дней, и местные «пеньки» вскоре снова обрастают «опятами».
Пользоваться интернетом здесь очень дорого, хотя при Сапармурате Ниязове он и вовсе был полностью запрещен. Отец нынешнего главы государства, вступившего в срок несколько месяцев назад, снял запрет, однако из-за высокой цены пользуются интернетом около 15-20% от всего населения. Более того, большинство иностранных соцсетей в стране запрещены и заблокированы.
Ниязов Сапармурат Атаевич
Средняя зарплата граждан страны - 230$ в месяц. Этих денег очень не хватает, ведь несколько лет назад был принят закон об отмене льгот на бесплатное пользование газом, бензином электричество и воду. До 2018 года льготы действовали, что помогало местным выживать.
Дефицит заграничных товаров привел к тому, что цены на необходимые продукты выросли в несколько раз, и гражданам приходится теперь платить и за коммунальные услуги с топливом, и за продукты по повышенной стоимости.
Магазины Туркменистана
В государственных универмагах цены стараются держать на нормальном уровне, но в частных магазинах стоимость товаров может отличаться в 7-10 раз от рекомендованной.
Тотальный дефицит всех продуктов привел страну к возвращению карточной системы и дракам в длинных очередях, о которых рассказывают оппозиционеры из-за границы. Борьба может быть за растительное масло, муку или крупы.
Владельцев частных магазинов облагают неподъемными пошлинами и налогами, которые съедают почти весь доход. В марте прошлого года вышел указ о ликвидации магазинов, открывшихся на первых этажах жилых домов, а на покупку собственного помещения у предпринимателей не хватает денег.
Хлопководство в Туркменистане
В провинции условия жизни туркменов похожи на средневековые: почти все они заняты в сельском хозяйстве, выращивают овощи и занимаются скотоводством.
Найти корм для животных у провинциалов мало шансов, что делает даже сельхоз сферу сложным занятием. Более того, по официальным данным, из 6 миллиона человек в Туркмении не имеет работы более 1.5 миллиона.
Образование
Недавно школьное образование в Туркмении продолжалось лишь 9 лет, а университетское - 2 года. Сапармурат Ниязов считал, что хорошее образование гражданам страны не нужно.
Его преемник вновь установил 11-летнее школьное образование, оставив его бесплатным. Из госбюджета выделяют средства на содержание школ, но родителей учеников постоянно заставляют сдавать деньги на лампочки, шторы и другие вещи.
Часто вместо учебы дети занимаются сбором хлопка и участием в подготовке к многочисленным государственным праздникам, которых более 30 в году.
Студенты часто ездили учиться за границу, в Казахстан, Турцию или Беларусь, однако программа заграничного обучения стала сворачиваться, потому что уехавшие студенты не хотели возвращаться на родину и снова попадать в ужасные условия жизни.
Уехать оттуда на учебу все еще можно, но родители абитуриента должны сначала получить справку из МИД, которую выдают неохотно и с подозрением.