В середине 50-х жизнь в этих местах била ключом, на улицах было не протолкнуться, а сами они были застроены небоскрёбами и частными особняками в стиле ар-деко. Казалось, у города блестящее будущее.
Почему же тогда сегодня тут менее 800 000 жителей, многие кварталы пустынны, высотки заброшены, а на улицах торгуют оружием, наркотиками и чуть ли не человеческим мясом? Давайте разбираться.
История и путь успеха
Городок на берегу одноимённой реки возник ещё в колониальную эпоху. Удачное пограничное расположение и тот факт, что он находится на водном пути, соединяющем Великие озёра, имея важное транзитное значение, позволил ему за пару сотен лет истории стать крупным индустриальным центром с современной и дорогостоящей застройкой.
Крайслер завод в Детройте
Иметь офис тут было полезно и престижно, а городок какое-то время называли «Парижем Среднего Запада». Считалось, что город переживает свои лучшие времена. Как оказалось, лучшее было впереди.
Золотой век Детройта начался и июне 1896 года, когда в одном из сараев по Бегли-стрит Генри Форд запустил движок самоходного экипажа собственной конструкции. Спустя 8 лет у основанной им компании появился собственный заводской цех. Рядом открылись заводы «Кадиллак» и «Студебекер», а также компания «Фишер Боди» - там занимались кузовными работами.
Все крупнейшие автомобильные производители основали тут собственные офисы и заводы. По времени это совпало с эпохой ревущих двадцатых: люди хотели расслабиться и пожить беззаботной жизнью после ужасов предыдущего десятилетия, войны, испанки и других кошмаров.
Завод Кадиллак в детройте
На фоне автобума конкурирующие предприятия строили фешенебельные офисы - взять хотя бы дворец «Кадиллака», где почти восемьдесят лет находился офис General Motors: пятнадцать этажей, роскошное остекление, современные инженерные системы, кондиционирование каждого кабинета! По меркам 20-х лучшего офисного здания было не сыскать, да и сегодня такой уровень роскоши и комфорта далеко не везде доступен.
Автогиганты стали приводным ремнём городской экономики, что вызвало бурный рост населения. За 30 лет популяция детройтцев выросла в пять раз и достигла полутора миллионов человек. За людьми пришли деньги, и очень скоро город порос небоскрёбами, гостиницами, супермаркетами и частыми домами нуворишей. Всё это произошло в течение жизни одного поколения - а спустя сорок лет звезда города моторов закатилась.
Пиковых значений население города достигло в 50-х: тогда в его черте жило 1,86 миллионов человек, и ещё почти столько же было обитателей пригородов, что делало Детройт четвёртым по величине населённым пунктом в стране.
Детройт город в 1920
Особенно интенсивным было развитие в период войны, когда с армейскими заказами, предназначенными для операции по освобождению Европы от нацизма, в город пришла дешёвая рабочая сила. В основном это были негры и «белая рвань» (ну простите, white trash по-другому не перевести) с американского юга.
Изменения были столь драматичными, что белое население стало покидать центр и селиться на окраинах - а новые детройтцы поспешили занять их места. Детройт стал пионером по части «бегства белых» в Америке. На местах, где прежде жили зажиточные представители среднего класса и успешные рабочие, стали жить быстро превратившиеся в большинство деклассированные элементы, относящиеся вдобавок к цветным.
Детройт в 1960-х
С конца пятидесятых, когда из города потянулась «соль земли», стала скудеть и городская казна - налоги-то теперь платили в другие муниципалитеты. Бюджет, оскудев, больше не мог поддерживать привлекавшую переселенцев с юга социальную политику, что в ещё большей мере поспособствовало выезду экономически активного населения, способного оплачивать былое благополучие.
Офисы и построенные в 20-х фешенебельные отели опустели за десятилетие, вместо прежних почтенных постояльцев сюда заезжали в основном отчаявшиеся люди, которым больше негде было жить. Некоторые из них сводили счёты с жизнью, другие постепенно перебирались в более дешёвые места, опускаясь и деградируя.
Детройтский бунт 1967
Ещё раньше опустели местные железнодорожные вокзалы, ведь из-за автомобилизации они оказались никому даром не нужны. Так, Michigan Central Station (18 этажей, десятки тысяч мест в залах ожидания, курительный салон на 1200 персон, бесчисленные магазины и офисы) опустел уже к 1960 году.
Тем не менее, дорога боролась за свою жизнь вплоть до конца 80-х, а последний состав ушёл отсюда ранним утром 6 января 1988 года, после чего здание было закрыто. Сейчас это классическая «заброшка», где снимают кино, без каких-либо шансов на реконструкцию (хотя статус архитектурного памятника и защищает вокзал от окончательного сноса).
Погромы в Детройте 1967
Бросая это место, люди оставляли за спиной не только собственные дома, но и инфраструктуру, среду обитания. Некоторые из этих объектов стоят до сих пор, служа декорацией к произведениям постапокалиптики. Чтобы отразить новое понятие, в
США даже придумали термин urban prairie - городская прерия.
Социальная компонента
В конце 60-х центр города стал свидетелем борьбы за гражданские права, в ходе которой местные негры разграбили 3 тысячи магазинов и 400 зданий сожгли, не говоря уже о том, что 45 человек пали жертвой безобразий. Разумеется, такое яркое событие не могло не сказаться на привлекательности города для арендаторов: если в 1966 году отсюда выехали 20 тысяч человек, то в 1967 - уже 70 тысяч, а годом спустя - все 80.
Детройт вокзал 1970
Параллельно происходили процессы деиндустриализации, непосредственно связанные с нефтяной конъюнктурой 70-х. Американские авто были традиционно мощными и потребляли много топлива, в то время как «японки» и «немки» брали экономичностью. Поэтому спрос на них рос, а американские машины становились уделом богачей или молодёжи, для которых это был первый автомобиль - подаренный отцом на 17-летие или купленный на барахолке.
Детройт - сердце американского автомобилестроения - ждал коллапс. Заводы схлопывались, оставляя за воротами проходных вереницы безработных. Эти люди либо уезжали, либо пополняли собой городской криминал. Сокращения в автомобилестроении потянули за собой чёрную металлургию и лакокрасочную промышленность (25% предприятий этих отраслей также были расположены в Мотор-сити).
Детройт улицы 1990
На смену уходящей экономике пришла новая - теневая. Тут последовательно торговали героином, крэком, синтетическими наркотиками, которые тут же и изготавливали. Районы поделили между собой мафиозные группировки.
Помните сериал «Робокоп»? Так вот, все эти события происходили именно здесь.
Городские власти пытались поменять положение вещей и спасти город, начиная с конца 70-х. Одним из таких проектов был возведённый в 1978 году Renaissance Center - конгломерат административных зданий с необходимой горожанам социальной инфраструктурой. Это сооружение было призвано вдохнуть в Детройт новую жизнь.
Ренессанс центр Детройт
Также тут открылись десятки казино, среди которых 3 входят в число крупнейших в США и соперничают по этому показателю с Лас-Вегасом и флоридскими собратьями из Майами. Местные власти также вкладываются в реконструкцию некоторых местных достопримечательных мест.
Так, в 2008 году после реконструкции были открыты два самых известных отеля Детройта - Book Cadillac и Fort Shelby Hotel: их восстановление обошлось в 200 и 82 миллиона долларов соответственно.
Детройт Мичиган США
Новый курс, провозглашённый тут, объявил: туристы - новое золото. Масштабная презентация и рекламная программа, впрочем, не привели к значимым результатам. Одно дело посещать места, связанные с Аль-Капоне и другими гангстерами прошлого, фотографироваться на фоне места, где он якобы убил первого копа или был задержан.
Совсем другое - кататься в автобусе с закрытыми решётками окнами и перебежками передвигаться между отелем и казино, каждое мгновение рискуя расстаться с жизнью или кошельком.
С начала века отсюда уехали ещё 250 тысяч человек, а те, кто пока ещё остался, делают это по причине отсутствия возможностей, перспектив и шансов вырваться из рукотворного ада. Город по-прежнему лидирует по числу убийств, а 45 тысяч жилых домов пусты. Жить тут никто не хочет, и череда дефолтов, объявленных властями мегаполиса, лучшее тому подтверждение.
Удивительное дело, но городской центр по-прежнему выглядит сравнительно пристойно, напоминая о славных годочках. Окраины тоже о кое-чём напоминают, демонстрируя все недостатки завязанной на единый центр-завод экономики моногорода.