История о том, как в России 500 афроамериканцев вышли на Красную площадь бастовать. Расскажем, зачем

Jul 04, 2023 13:00


В декабре 1963 года жители центральных районов Москвы и гости столицы стали свидетелями необычайного зрелища: главная площадь Советского Союза в один миг наполнилась несколькими сотнями молодых чернокожих парней!





Это была первая протестная акция в Москве с конца 20-х годов. О том, как и почему это произошло и почему осталось малоизвестным - в нашей статье.

Ховринская смерть

13 декабря 1963 года в одном из северных малозастроенных районов Москвы было найдено тело чернокожего парня. Милиция сравнительно быстро выяснила личность покойного: им оказался студент медицинского института родом из Ганы. Причиной смерти стало смертельное ранение шеи.

Место, где было обнаружено тело Ассаре-Аддо - так звали бедолагу - было сравнительно пустынным, при том что жил он в другом городе. В общем, смерть выглядела странной, и весть о ней разлетелась в один миг. Особенное беспокойство проявляли студенты из стран Африки, что и понятно.

Советский Союз в ту пору почитал молодые африканские государства, только что сбросившие иго колониализма, своими главными союзниками, и поддерживал их различными методами и способами.

К примеру - предоставлением стипендий для обучения в Советском Союзе.В 1960 году в Москве был открыт университет имени варварски убитого лидера борьбы за освобождение Конго Патриса Лумумбы: тут предполагали учить студентов из новых соцстран Африки, Азии и Южной Америки.



Разумеется, такое количество новых иностранцев в прежде гомогенном обществе было стрессовым фактором и приводило к конфликтам, но никогда прежде они не приводили к гибели людей.

Этот случай стал первым.

Пошли слухи о том, что планировалась свадьба между Ассаре-Адо и советской девушкой, которая якобы должна была случиться на следующий день после его смерти. Африканцы утверждали, что студента из Ганы убили родные девушки, которые никаким иным способом не могли воспротивиться браку.

Согласно другой гипотезе, он стал жертвой случайного нападения, но опять-таки на расистской почве. Не посвящённые в ход следствия студенты были разгневаны тем, что преступление остаётся безнаказанным.

«Прекратите убивать африканцев!»

Очень скоро темнокожие вышли на улицы Москвы с протестами. После сбора у ганского посольства толпа примерно в пять сотен человек отправилась к Красной площади, вооружившись плакатами и транспарантами с яркими и провокационными лозунгами.

Милиция предприняла попытку задержать протестующих, но сил у неё не хватило, и закончилось всё тем, что африканцы добрались до Красной площади и устроили пресс-конференцию для иностранных корреспондентов.

Власти пошли на переговоры. Министр образования Советского Союза Вячеслав Елютин пригласил нескольких лидеров протестующих к себе, где выразил соболезнования и почтил память погибшего студента минутой молчания, что несколько поумерило пыл протестующих.



Он заверил, что в большой стране может быть некоторое количество людей, которые способны нанести обиду иностранцу или другому советскому гражданину, но обобщения совершенно неуместны. И любые подобные проявления, даже на уровне высказываний или речей, от кого бы те не исходили, будут караться по всей строгости социалистической законности.

Власти СССР повели себя весьма корректно, проявив в погашении протестной ситуации высокий профессионализм и грамотность. Они начали с того, что притушили возмущение успокоительными речами, а затем мягко осудили протесты, пообещав в то же время провести скрупулёзное и профессиональное расследование. Звучали аргументы, что протесты, дескать, выставят СССР и его союзников в дурном свете.

Университетская пресса впоследствии разобралась с зачинщиками, заклеймив их провокаторами и добившись исключения.

(в)Скрытые мотивы

Ещё одним разумным решением было провести вскрытие. Приглашённые на это мероприятие медицинские студенты из Ганы и других африканских государств получили возможность убедиться в том, что смерть студента была лишена насильственной подоплёки.

Все дело было в том, что он подвергся переохлаждению, будучи введённым в состояние алкогольного ступора. Говоря по-русски, он не был жертвой нападения, а мертвецки напился и неудачно упал (либо прилёг отдохнуть) и замёрз насмерть.

Такой результат судебно-медицинской экспертизы удовлетворил не всех, но тот факт, что свидетелями вскрытия были будущие медики из Ганы, не позволял его опровергнуть, опираясь на эмоциональные аргументы.

Дело было закрыто, и власти СССР занялись более привычным и важным, с их точки зрения, делом. Им предстояло выяснить: как так вышло, что студенты из Африки так быстро самоорганизовались на протестное мероприятие.



Тело было обнаружено 13 декабря, а протесты прошли 18 числа. Но, по сведениям из различных высших учебных заведений, студенты из Ганы получили приглашение приехать в советскую столицу ещё 9 декабря - до гибели Ассаре-Аддо. Посольство же утверждало, что оно никого и никуда не вызывало, а никаких мероприятий на эти даты не планировалось.

Как и всё непонятное, смерть в столице простого студента из Ганы была объяснена провокацией специальных служб западных государств или даже склонного к эксцентричным жестам президента Ганы Нкрума.

Однако публично раскручивать ситуацию в СССР не стали, побоявшись потерять союзника в виде молодой страны народного социализма в Западной Африке.

В общем, дело было закрыто. Воинственные африканцы получили путёвку на историческую родину с волчьим билетом. Протест в академических кругах был окончательно и бесповоротно дискредитирован, а власти сделали свои выводы и усилили идеологическую и пропагандистскую накачку всех иностранных студентов в принципе (и африканских в частности).

политика, студенты, интересные факты, общество, история, ссср, москва, образование

Previous post Next post
Up