Конец разнообразию? Как изменится школьное образование в 2023 году

Jun 30, 2023 12:00


С началом нового учебного года в России вступили в силу изменения в законодательстве, которые существенно перевернут систему школьного образования. Запись в первый класс началась 1 апреля, но лишь немногие родители осведомлены о новых нормах и учебных материалах, на которые будут обучаться их дети.




Оригинальный источник данного материала находится по ссылке . По вопросам образования за рубежом в школах, вузах, лагерях, курсах обращайтесь на http://smapse.ru/ или по телефону 8-800-775-54-97

Приказ Министерства просвещения РФ «О подтверждении Процедуры разработки федерального списка пособий, разрешенных для использования в рамках аккредитованных государством образовательных программ начального, основного и среднего образования», утвержденный в декабре 2022 года и вступивший в действие 10 марта, предусмотрел новый список учебников, в котором каждый предмет будет изучаться по одному учебнику.

Эти изменения приведут к трансформации всей системы школьного образования в России. Новая Федеральная система общего образования, которая вступит в силу с 1 сентября 2023 года, установит новые стандарты обучения для всех российских школ.



В соответствии с ФООП каждая школа обязана адаптировать свою образовательную программу к новым нормам до 1 сентября 2023 года. Если СОШ пожелает продолжать обучение по своей системе, то ФООП будет минимальным порогом, который следует использовать в качестве основы.

Школа может дополнительно расширить образовательную программу, но выбор учебно-методических комплектов для использования будет ограничен.

Что было до изменений?

Ранее при выборе школы для своих детей родители имели возможность заранее ознакомиться с программой, которую применяет учитель. Для каждой программы разрабатывался собственный учебно-методический комплекс, который включал учебники, методические указания для педагогов, рабочие тетради и другие пособия.

Все эти материалы проходили длительную проверку, а учителя создавали большую базу задач на их основе. Однако это не первый случай радикальных изменений в образовательной системе - ранее подобное произошло с дошкольным образованием.



Введение новой Федеральной образовательной программы Дошкольного образования, начавшей действовать с 1 января этого года, ликвидировало 20 комплексных программ, которые детские сады использовали на протяжении последних десятилетий.

Введение новой Федеральной общеобразовательной программы и Федерального перечня учебников для школ продолжает унификацию и стандартизацию российского образования.

Проблемы рынка учебников

На сегодняшний день на рынке школьной и методической литературы представлено множество вариантов, включая как качественные, так и некачественные материалы, содержащие фактические, даже логические и орфографические ошибки, трудночитаемые и непонятные для детей задания.



По мнению педагогов, главная проблема многих современных учебников заключается в «плохом качестве написания». В России не хватает учебников, которые бы вдохновляли детей и были понятны им с первого взгляда. Учебники создаются специалистами, которые далеки от школьного обучения: обычно это профессора, имеющие минимальный контакт с педагогами школ и учениками.

Многие учебники настолько сложны, что чтение их становится практически невозможным без помощи «переводчика». Такой язык может использоваться в Госдуме или министерстве, но не в общении с детьми!



Существуют мнения, что не существует идеального учебно-методического комплекта, так как каждый из них имеет свои проблемы. В одном УМК, например, приходится перемещаться между разделами для изучения одной темы, в другом излишне много творческих заданий или информации, которая не учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников.

Тем не менее, при наличии выбора учитель может использовать разные УМК и разрабатывать уроки, опираясь на несколько учебников одновременно.

Что думают учителя о новых законах?

Согласно мнению педагогов, еще одной проблемой современных учебников является разница в темпе работы. Некоторые учителя опасаются, что новая унифицированная и стандартизованная образовательная программа может привести к тому, что дети из разных городов будут сталкиваться с одинаковыми проблемами при переходе из одной школы в другую.

Несмотря на то, что идея создания единого учебника в целом считается хорошей, эксперты считают, что в зависимости от индивидуальных особенностей детей учителя должны иметь возможность выбирать из нескольких учебников.

Многие учителя сомневаются в том, что новый единый учебник будет понятен детям, особенно когда речь идет о сложных научных темах, которые могут быть представлены по-разному в разных учебниках.



Кроме того, некоторые педагоги считают, что уровень Всероссийской проверочной работы в начальной школе высок, а подача материала в едином учебнике может быть недостаточно качественной.

Учебно-методические комплекты не идеальны, каждый из них имеет свои особенности: они могут содержать излишнее количество информации, не учитывать возрастные и психологические особенности детей, не учитывать разную скорость обучения.



Многие педагоги считают, что унификация образовательной программы в России может привести к оттоку неординарных учителей и сделать детей и педагогов неконкурентоспособными в быстро меняющемся мире. Наличие единого учебника не гарантирует одинаковый уровень понимания материала у всех учеников, так как каждый учитель преподносит материал с учетом особенностей своих учеников.

Что с коммерческими школами?

Частные школы, на первый взгляд, не затронуты унификацией образования, но могут столкнуться с проблемой нехватки альтернативных учебников. Даже рекомендуется успеть выкупить остатки, пока они еще доступны…

Тем не менее талантливые учителя, особенно в регионах и национальных республиках, могут продолжать работать с учениками, учитывая их индивидуальные потребности и особенности местного контекста, даже при унификации образования на федеральном уровне.

Они могут создавать свои собственные методы обучения и использовать дополнительные материалы, чтобы обеспечить качественное образование своим ученикам. Будет ли у них на это время и силы?

В целом унификация и стандартизация образовательной программы может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Важно найти баланс между стандартизацией и учетом индивидуальных потребностей учеников и учителей, чтобы обеспечить высокое качество образования для всех.

саморазвитие, школьник, интересные факты, общество, школьное образование, учеба, школа, образование

Previous post Next post
Up