Продовольственные товары в нашей стране продолжают дорожать, а единственное, что власть может противопоставить этой тенденции - государственное регулирование, формальные ограничения и негласные переговоры с предпринимателями. Так удалось остановить рост на масло и сахарный песок, на очереди яйца, курятина и макароны.
Власти стали вдруг интересоваться ценами лишь после того, как этим во время традиционного послания озаботился российский президент Путин. Он заявил, что рост цен на сахарный песок, масло, хлеб и другие продукты невозможно объяснять влиянием коронавируса или украинского кризиса; что товаров достаточно, а дефицит создан искусственно. И, разумеется, поручил разобраться, пресечь и остановить, а по итогам - доложить.
Условием для роста цен стала политическая конъюнктура, ценовые колебания и стабильные экспортные поставки, достигшие в начале года 3-4 миллиардов долларов ежемесячно.
С учётом необычайного санкционного давления власти приняли решение о заморозке цен на ряд товаров и принялось скупать в резерв другие. Ещё одним способом стало давление на розницу и производителей, которые отныне лишены возможности вертеть ценами по своему усмотрению.
К чему приводит регулирование?
Специалисты по макро- и микроэкономике наперебой критикую правительственные решения, отмечают, что подобные меры могут вызвать лишь усугубление негативных тенденций. Раньше об этом же твердили Счётная палата и Центробанк, но с началом специальной операции случилась унификация умов государственных чиновников.
Министерство промышленности и торговли тем временем называет принятые властями меры ничем иным, как договорённостью с бизнесом; они полагают, что это не жёсткое регулирование и диктат властей, а партнёрское джентльменское соглашение.
В конце концов, есть же социальные обязательства бизнеса? Ну, кажется, что так оно и было. Как минимум, во времена Бориса Ельцина.
При этом для бизнеса проблема не заканчивается снижением рентабельности. Лишённые возможности зарабатывать на стремительно дорожающих и всё менее «доступных» «редких» товарах, продавцы вынуждены осуществлять подъём цен разом на всё.
Пошлины на зерно
Ещё одна мера - квотирование экспорта продовольствия, прежде всего пшеницы, ржи и других зерновых культур. Власти приняли решение ограничить экспорт в целях защиты внутреннего рынка в условиях санкций, кризиса и повышенного спроса. Заключение новых контрактов не представляется возможным, хотя старые предполагается исполнить в полном объёме.
Против этих мер выступают либеральные политики и общественные деятели, которые убеждены: стабилизация цен таким способом не принесёт пользу экономике, зато на рынке поставит крест.
Введение других регулируемых категорий, в том числе макарон, яиц и других товаров первой необходимости, пока лишь теория. В перспективе это может стать реальностью, если на региональном уровне не смогут найти другие способы остановить растущие цены.
К осеннему циклу выборов власти хотят подойти с минимальными показателями по инфляции, чтобы не создавать у людей плохого настроения перед голосованием. Вероятно, на этот раз подобный манёвр пройдёт удачно, но постоянно так получаться уже не будет, ведь санкции в ближайшие годы никто не снимет.