Наверняка каждый в юном возрасте беззаботного дворового детства хранил в коробке свои сокровища - стикеры, наклейки и вкладыши от жевательной резинки, сотки и биты, любые другие предметы на пике детской моды. Начав коллекционировать, советский человек не останавливался на достигнутом и занимался этим до глубокой старости.
Символами достатка были ковёр на стене, ныне превратившийся в повод для насмешек, полная горка фарфора или фаянса, книжки и чешский (либо наш отечественный) хрусталь. В большинстве квартир всё эти богатства остаются до сего дня - притом, что изначальные владельцы давно мертвы, а единственное их владение составляет кусок земли скромной площади. Почему?
Дело привычки и уважение к тем усилиям, которые претерпевал простой советский человек в погоне за этими богатствами. Ведь при небольшой заработной плате (а она была невелика - 250 рублей в 1990 году получали очень немногие, чаще речь шла о куда меньших суммах) и формально бесплатных, но на деле практически недостижимых личных квартирах, а также сравнительно доступных бытовой технике, всё это мало было купить - надо было ещё и достать.
Дефицит!
За ним стояли в очередях, записывались, доставали - и всё ради того, чтобы украсить квадратные метры ковром, стенкой или горкой (в неё - хрусталь, а в домах посолиднее - собрания сочинений классиков отечественной и зарубежной, куда без них). Чуть позже в этом списке оказались цветные телевизоры и видеомагнитофоны, лучше всего - импортные (наша «Электроника» безбожно жевала плёнки).
Отзвуки прошлого
Особая статья - советское аудиооборудование. Оно делится на два сорта - детский и подростковый ширпотреб и качественные вещи для специалистов, за которыми идёт охота. Коллекционеры иной раз готовы выложить за аппарат в приличном состоянии десятки, а то и сотни тысяч рублей.
Большим спросом пользуются радиолы и станции послевоенных времён - старые, в деревянных корпусах с резьбой, тщательно отполированные, прошедшие через нежную и бережную реставрацию детища Риги и Минска. Они ценятся за стильные решения и способность вписаться в интерьеры в стилистике модерна и ретро.
Где искать подобные сокровища? На блошинках, само собой.
В столице больше всего древних сокровищ сосредоточено на Химкинской барахолке: тут опустившиеся старики и деревенские алкоголики, живущие в не способных дать ход автомобилях-ровесниках Леонида Ильича соседствуют с энтузиастами и профессионалами экстракласса. Торговцы делятся на группки, каждая специализируется на чём-то одном. Отдельные экземпляры, например, ёлочных украшений, могут продаваться за несколько сотен тысяч рублей.
Запасы хрусталя на два столетия
Зато хрусталь - главная инвестиция советских женщин, а также многочисленные вазочки и тому подобная дребедень - не в ходу. Всему вина - слишком большие запасы. Граждане СССР набрали этого добра в таком количестве, что все комиссионки, барахолки и блошиные рынки в
России и ближнем зарубежье неспособны распродать это за 30 лет - и будут продолжать торговать запасами ещё лет двести.
Тогда это были наглядные показатели достатка и обеспеченности, а сегодня - нереализуемое нечто, которое не оказывается на помойке только по сентиментальным причинам.
Плата за идеологию
Единственное исключение - вещи с идеологической нагрузкой советской эпохи. Жостовские подносы, кубачинская чеканка и многие другие вещи, снабжённые портретами Иосифа Сталина, Владимира Ленина и других советских вождей стоят в разы больше, чем деидеологизированные версии с классическими сюжетами. Схожей ценностью обладают вещи с сюжетами на космическую и армейскую тематику, изображение пасторальных сцен в коммунистическом ключе.
Зачем покупали всё это? Ответ лежит в плоскости психологии, а не истории. Товары эксклюзивного потребления, элитные вещи, означавшие высокий статус и принадлежность к определённым группам, спустя десятилетия могут вызывать лишь насмешки. Но причина одна: человек хотел быть не хуже окружающих, вот и все.