Из-за того, что Европейский союз ввел санкции против
России, с рынка страны начали уходить иностранные корпорации и бренды. За другими компаниями последовали «Кока-Кола» и «ПепсиКо», заявившие о своем уходе еще весной 2022 года. Изначально они планировали приостановить производство, а потом и вовсе покинуть отечественный рынок. Те напитки, что сейчас продаются на полках российских супермаркетов, являются остаточным товаром, который скоро распродадут.
На фоне уходов иностранных мастодонтов в области газированных напитков повысилась популярность подмосковной компании «Черноголовка», которая долгое время производила «Байкал», «Тархун» и прочие лимонады. Российский производитель запустил создание отечественного аналога кока-колы - «Кола». Руководство компании заявило, что к концу 2022 года черноголовская кола и другие напитки фирмы займут около 50% всего рынка.
«Черноголовка» занялась разработкой рецептуры своей колы еще год назад, однако выпустить ее на полки магазинов получилось весной 2022 года. Новый напиток потребители встретили с позитивом, и кола за лето стала продаваться больше, чем бывший лидер продаж «Байкал». Напиток приносил компании до четверти прибыли в год, сейчас же кола стала самым крупным источником доходов, принося «Черноголовке» треть всех денег. Аналитики компании заявили, что в 2022 году производитель сможет заработать до 30 миллиардов рублей.
История «Черноголовки»
Бренд, который сейчас занимается производством и продажей безалкогольной газировки, ранее торговал… водкой. Фабрика «ОСТ-Алко» была открыта в 1995 году на территории города Черноголовка - населенного пункта под Москвой. Завод занимался выпуском популярных видов алкогольного напитка, а в 1998 году директор компании Владимир Пекарев запустил завод по производству безалкогольной продукции.
В Советском Союзе выпускались отечественные газировки, которые полюбились всем населением огромной страны. Когда СССР прекратил свое существование, лимонады из детства исчезли вместе с ним, зато на рынок проник американский напиток «Кока-кола». Бизнесмен Пекарев захотел вернуть россиянам напитки из их детства, и «ОСТ-аква» стал заниматься разработкой и выпуском «Буратино», «Саянов», «Тархуна», «Колокольчика», «Ситро» и прочих марок газированной воды, которые бывшие советские граждане так любили.
В 2000-х годах подмосковный бизнес стал крупнейшим в своем регионе производителем газировки. Через несколько лет доля «Черноголовки» на российском рынке газированных напитков стала равняться 4%, а алкогольная отрасль бизнеса Пекарева стала проседать: на компанию начали подаваться иски в суд, сумма претензий в которых достигла 630 миллионов рублей. Предприниматель не хотел, чтобы его успешное дело по созданию газировки страдало от алкогольной отрасли, поэтому им было принято решение о переносе завода под новое имя - общество с ограниченной ответственностью «Аквалайф».
Теперь «Черноголовка» производит около полумиллиарда литров напитков в год на 8 предприятиях по всей России. В 2021 году выручка компании составила почти 14 миллиардов рублей, что в 2 раза больше, чем за 2020 год. Уже несколько лет компания является крупнейшим производителем напитков в Российской Федерации, однако ее доля на рынке сильно меньше, чем у иностранных конкурентов - у «Кока-колы» было до 40% от рынка, у «Пепси» - 22%. Напитки из «Черноголовки» же занимали 8,5% рынка.
Состязание «Колы» и «Байкала» внутри фирмы
До 2022 года самым популярным напитком, производимым «Черноголовкой», был легендарный «Байкал». Производился он еще в советские годы и полюбился гражданам республик. После исчезновения Советского Союза с карты мира у компании появились уникальные права собственности на рецепт напитка, который в 70-е годы прошлого столетия стал аналогом западных газировок.
Десятилетиями «Байкал» называли русской колой и считали достойной заменой импортного напитка. Вторым по популярности неизменно был «Тархун», а третье место всегда занимал грушевый напиток «Дюшес». Право производства на своих заводах и продажи «Байкала» сейчас имеется только у Черноголовского производителя - другие российские конкуренты имеют право создавать «Таежный», «Сибирский» и другие напитки, которые похожи по вкусу на «Байкал».
В начале века компания захотела создать аналоги и другим популярным американским напиткам - «Фанте» и «Спрайту». На полках магазинов появились бутылки с названиями «Золотой лимон» и «Золотой апельсин». Они не смогли получить ту популярность, что представители западного рынка, и компания решила остановить производство напитков. То же случилось и с «Золотым орехом» - напитком, который создавался фирмой в качестве прямого аналога американской «Кока-Коле».
Вторая попытка завоевать внимание отечественного потребителя произошла уже в прошлом году, когда «Черноголовка» стала заниматься разработкой колы в рамках тенденции импортозамещения. В итоге напиток получился похожим на то, чего от него ожидали российские граждане. За короткий срок «Кола» обогнала «Байкал» и стала самым популярным отечественным напитком на рынке страны.
Также потребители заметили, что на полках магазинов стала появляться «Фантола» - напиток, который также был разработан в «Черноголовке» и напоминающий по вкусу традиционную колу. Руководство фирмы заявило, что напитки созданы для разных возрастных групп, поэтому компания не боится, что одна газировка станет популярнее другой и снизит продажи «конкурента». Напитки за 2 месяца принесли в бюджет компании свыше двух миллиардов, а фирма планирует лишь увеличивать прибыль.
Дальнейшие планы «Черноголовки»
Экономисты компании предполагают, что к 2027 году доля «Черноголовки» на российском рынке газированных напитков без алкоголя поднимется до 50%. Рубеж в 30% планируется преодолеть уже в 2024 году. Директора фирмы заявили, что планируют расширять производство и наращивать его объемы.
Если представится возможность купить заводы и бренды конкурирующих компаний, «Черноголовка» пойдет на сделку, даже если на это придется взять кредит. В этом году компания уже хотела приобрести бизнес «Калсберга», ушедшего из России, однако сделка не завершилась. В 2023 году бренд планирует завершить строительство нового, девятого завода, который будет расположен на территории Московской области.
Поскольку у компании мало невыплаченных кредитов, она может брать больше денег взаймы и увеличивать масштабы влияния на рынок. Сейчас бренд находится в ситуации, когда все условия для увеличения доли имеются - имя узнаваемо по всей стране, в том числе и благодаря вирусной рекламе. Напитки компании теперь разливаются в фастфудах, оставшихся на территории РФ - KFC, «Бургер-Кинг» и другие. Если ситуация не изменится, через несколько лет «Черноголовка» будет занимать половину рынка и производить больше всего напитков.