Легендарный комплекс «Метро-2» - именно так в просторечии принято звать сверхсекретную подземную ветку, соединяющую резиденции политического руководства в центре
Москвы с некоторыми объектами за её пределами - был построен для того, чтобы в случае войны разместить руководство Центрального комитета и Политбюро вместе с семьями, а в мирное время - служить средством транспортного сообщения. По разным оценкам, протяжённость путей может достигать нескольких сотен километров, а строительство сопровождалось беспрецедентными мерами секретности.
Тем не менее, «Метро-2» - не первый секретный объект столичной подземки. Места с особым режимом доступа были запланированы там ещё до ввода в эксплуатацию первой линии. Так, в планах на возведение второй очереди под Советской площадью - там, где располагались станции «Маяковская» и «Площадь Свердлова» (затем получившая имя «Театральной», как и расположенная на поверхности площадь перед Большим театром) были станции «Советская» и «Маяковская». При строительстве «Советскую» оборудовали в качестве резервного пункта командования московским штабом Гражданской обороны, что очень пригодилось в годы войны.
Станция метро "Маяковская"
Вернулись к прокладке линий «Метро-2» уже в послевоенные годы, в конце 50-х - начале 60-х годов; принято считать, что работы были полностью завершены в середине 80-х.
Достоверных данных о нём мало. Известно, что существуют ветки глубокого залегания, ведущие к подмосковным объектам ВВС, Минобороны и РВСН, что командование и руководство страны могут при их помощи убраться из центра - и по совместительству эпицентра десятков взрывов направленных на столицу баллистических ракет.
Чуть больше можно подчерпнуть из опубликованной в 90-х военной разведывательной информации западных спецслужб. Например, американцы отмечают, что власти СССР построили в Москве и её окрестностях десятки резервных командных пунктов, соединённых между собой высокоскоростными линиями метрополитена. Наиболее важная станция, разумеется, расположена под Кремлём.
Ещё в позднем СССР СМИ обратили внимание на то, что под зданиями МГУ расположены бункеры сверхглубокого - до 400 метров - залегания, рассчитанные на несколько тысяч человек и предназначенные для того, чтобы сохранить военно-политическое руководство в условиях глобального термоядерного конфликта.
МГУ
Чтобы попасть сюда, лидеры страны Советов могли воспользоваться потайными входами на поверхности или специализированными ветками метрополитена, соединяющими некоторые наиболее важные объекты столицы, такие как Кремль, Генштаб, Ленинские горы, с подмосковными дачами и специальным терминалом для обслуживания элиты в аэропорту «Внуково».
На практике речь идёт о сложной и протяжённой системе тоннелей, одновременно являющейся бомбоубежищем и резервным командным центром для наиболее важных военных и гражданских ведомств страны.
По неподтверждённым данным, в подземных убежищах каждый член ЦК - без малого четыре сотни человек на пике могущества КПСС - мог рассчитывать на «квартиру» с кабинетом, комнатой отдыха, столовой, ванной комнатой и другими помещениями площадью до 200 квадратных метров. Чуть меньшие по площади помещения полагались другим высшим чиновникам.
Что ещё известно о «Метро-2»? Считается, что ветки располагаются на глубине от 100 до 250 метров. Тоннели рассчитаны на движение в единственном направлении, хотя ряд станций оборудован специальными разъездами.
Рельсы не выступают над поверхностью, как в обычном метрополитене, а, напротив, утоплены в бетонное основание; это позволяет ездить по тоннелям на личном и служебном автотранспорте, а также использовать линии для переброски войск и перевозки оборудования и снаряжения (в советское время для этого применяли рафики, а сейчас - микроавтобусы Toyota). Станции лишены отделки и напоминают узенькие технические платформы в обычном метрополитене.
Сколько линий включает система Метро-2?
Специалисты и публицисты много лет спорят, но есть консенсус, согласно которому есть как минимум четыре важнейшие линии, самая крупная из которых, Чеховская, берёт начало в Раменках и насчитывает более 60 км. Здесь же располагается депо и станция техобслуживания, а также многочисленные бункеры для местного населения.
Станция метро "Воробьевы горы"
Единственное место, где традиционное метро смыкается с мифическим «Метро-2» - стрелочный переход, расположенный в перегоне между «Воробьевыми горами» и «Спортивной». Там есть ещё один небольшой отрезок, упирающийся в закрытый гермозатвор.
Пути заканчиваются за 20 метров, равно как и контактный рельс. Считается, что именно за этими воротами начинается уже другая система метрополитена с собственными путями, подвижным составом и впечатляющим набором легенд, слухов и тайн.