В современной модели, рассуждая о работорговле, принято вспоминать трансатлантический миддл-пассаж, чуть реже припоминают берберийских корсаров или турок, захватывавших в набегах славян и продававших их в Средиземноморье.
Аукцион по продаже рабов
Между тем, оборот живого товара был весьма активен и до того - ещё в древнем Риме основной хозяйства был подневольный труд. Аналогичные методики обработки земель применяли и конкуренты - Карфаген, греческие полисы, государства кельтов, германцев и другие.
С приходом христианства, которое, казалось, должно было бы искоренить работорговлю, мало что изменилось: миллионы людей внутри Европы были порабощены различными способами и на века попали в зависимое состояние.
Но проходит немного времени, и Европа оказывается перенаселена: примитивные способы ведения сельского хозяйства и капризы погоды не дают некоторым северным государствам, таким как Швеция, Англия, Шотландия и Голландия, развиваться с нужной скоростью. Накопление капитала опережает и рост населения, и развитие хозяйства.
Начинается эпоха великих географических открытий. Первая волна - скорее грабители, чем хозяева или исследователи: они вывозят золото ацтеков и инков, грабят майя и индейцев Северной Америки.
Надолго накопленного жителями Нового Света добра конкистадорам и их последователям не хватает, и во второй волне начинается хозяйственное освоение Нового света: оказывается, тут замечательно растут некоторые сельскохозяйственные культуры, от хлопка до кофе, местных табака и сахарного тростника.
Индейское рабство в Америке
Но этот тяжёлый ручной труд вновь требует множества рабочих рук, и вот незадача: крепостная зависимость в Западной Европе в целом подошла к концу, и обеспечить плантации необходимым числом работников не выходит.
Европейцы не унывают и начинают искать рабочую силу в других местах. Первым подвернется Магриб - и десятки тысяч славян и обитателей соседних с берберийскими пиратами мест пополнят число работников этих плантаций.
Однако несмотря на то что практика работорговли в тогдашнем Крыму и Оттоманской империи была весьма широкой, а европейцы издавна с ними сотрудничали, это вызывало всё возрастающее недовольство церкви: как-никак торговля шла их собственными единоверцами.
Поэтому другим источником стала Африка. Сначала трансконтинентальную торговлю темнокожими контролировали испанцы и португальцы, но затем Англии, Голландии и Франции, а чуть позже Дании удалось преодолеть монополию. Однако и старушка Европа всё ещё могла что-то дать Новому свету.
Европейские рабы в Новом Свете
В Европе были десятки, а то и сотни тысяч людей, которым не нашлось места в новой экономической системе: бедняки наводняли города, толклись на обочинах дорог, а нередко и заступали на саму большую дорогу, балансируя между шансом обогатиться на удачном грабеже и страхом повешенья.
Многим из них идея отправиться в Новый свет казалась идеальным решением: новые надежды и шанс на светлое будущее. Однако чтобы добраться до Америки, нужно было располагать капиталом: минимум 10-15 фунтов стерлингов для полуголодных людей было всё равно что десять миллионов.
Ирландцы в США белые рабы
Предприимчивые дельцы брали на себя транспортные расходы, а взамен заключали с людьми контракт, в соответствии с которым те должны были всё выплатить, отработав положенное количество лет.
На практике выходило иначе, и схема стара как мир. По прибытии в Новый свет бедолаг продавали с молотка. А новые хозяева, понимая, что речь идёт о срочном контракте, после которого работник получит свободу, эксплуатировали белых рабов куда как жёстче, чем это бывало с чёрными невольниками.
Случалось, что те убегали: их ловили и иногда отправляли на виселицу, но чаще показательно наказывали - поркой, клеймением и увеличением срока, что было хуже всего. В среднем контракт заключали на 8-10 лет, в то время как неумолимая статистика гласит, что средний срок жизни белого невольника на Карибах составлял 4-5 лет. Неутешительная арифметика.
Кроме того, на случай, если раб окажется живучим, была хитрость. Дело в том, что слуги получали за свою работу деньги, с которых покупали себе пропитание. Денег всегда не хватало, и при желании работодатель мог либо предоставить своим работникам провизию бесплатно, либо взять за неё деньги и вынудить человека работать себе в убыток, увеличивая свой долг.
Европа кишела вербовщиками, рассказывавшими людям сказки о сытой и благодатной жизни по ту сторону Атлантики. Ещё одной категорией белых невольников были преступники, осуждённые к смерти или каторжным срокам: первых отправляли в Вест-Индию работать пожизненно, вторые могли со временем получить свободу.
Ирландские рабы в Америке
Подобный случай описан в романах Сабатини о путешествиях капитана Блада, английского джентльмена, который оказал раненому мятежнику медицинскую помощь и был осуждён на смерть, но вместо этого волей нуждающегося в золоте короля продан на Барбадос.
Иногда число невольников пополняли экипажи и пассажиры кораблей, захваченных корсарами. В этом случае женщин продавали в бордели, мужчин - на плантации, а стариков, детей и подростков отправляли кормить рыб.
Как уже отмечалось, вербовщики бродили в основном по Европе, но львиную долю слуг по контракту составляли ирландцы, шотландцы и англичане. Это были сельскохозяйственные и ремесленные работники, обнищавшие из-за огораживания и индустриальной революции в Англии.
Деть такое значительное число людей, опустившихся на самое дно, было некуда, поэтому корона часть отправила в работные дома, другую - в тюрьмы, а третьих направила в новые колониальные владения. Большая часть погибла, не оставив о себе ни следа, ни памяти. Меньшинство выжило - и заронило зерно, из которого впоследствии выросла Америка.
К слову сказать, некоторые исследователи полагают, что вплоть до середины XVIII столетия большинство невольников Нового света были белыми, а вовсе не темнокожими. И лишь когда голландцам и англичанам удалось попрать испанскую монополию, торговля белокожими пошла на убыль.
Не из соображений гуманизма, нет - просто чернокожие африканцы были куда лучше приспособлены к тропическим условиям. Да и освобождать их было не нужно, а в случае с белыми оставался пусть символический, но шанс, что человеку удастся отработать свой долг и получить волю.
Другое дело, что в Америку по-прежнему обманом заманивали людей, чтобы потом применять их копеечный наёмный труд в сельском хозяйстве и промышленности, нанимать в качестве слуг. Правда, уже не в Центральную, а скорее северную - в пресловутые 13 колоний и Вермонт.
Самые удачливые потом участвовали в земельных гонках, вырубали леса, вытесняя индейцев с обжитых мест, отодвигая Фронтир от побережья и постепенно превращая Америку в то, что мы привыкли называть Соединёнными Штатами.