В данной статье мы попробуем разобраться в системе образования времен СССР. Как показывает практика, делалось это по большей части для того, чтобы вырастить и научить трудиться рабочий класс. Именно с этой целью уже в школе закладывались азы дисциплины, обучение по расписанию, одна программа, подходящая абсолютно всем ученикам независимо от их способностей.
Оригинальный источник данного материала находится по
ссылке . По вопросам образования за рубежом в школах, вузах, лагерях, курсах обращайтесь на
http://smapse.ru/ или по телефону 8-800-775-54-97
Очевидно, что после окончания школы и училища звонок начинал означать начало смены на заводе.
Представляется, что советская школа давала именно те знания, которые в будущем пригодятся инженерам, трактористам и простым работникам многочисленных предприятий. На тот момент запросы государства были удовлетворены, а школа давала подрастающему рабочему классу все, что было необходимо.
Что же происходит сейчас?
Очевидно, что школа прошлого канула в лету, так как стала неактуальной. Современная жизнь требует новых подходов к образованию и совершенно иной уровень подготовки будущих специалистов. Теперь школа должна научить быстро и оригинально мыслить и принимать верные решения. Поэтому тем, кто обучался в советской школе по традиционной системе, в новых реалиях приходится довольно сложно.
Мифы о системе советского образования
Сегодня об уровне образования в Советском Союзе говорят много и разное. Кто-то активно защищает бывшую школьную систему, а кто-то не менее активно ее осуждает.
Так или иначе, ниже мы попробуем развенчать самые расхожие мифы о школе времен СССР. А вам уже решать, правы мы или нет.
В школе было больше доброты
А давайте вспомним, как было на самом деле! Ведь нас с легкостью и частенько оставляли после школы для того, чтобы поработать над допущенными в контрольных работах ошибками. Ученика могли без ведома родителей отправить домой только из-за того, что он забыл сменную обувь, нисколько не заботясь о том, сможет ли он вообще войти в квартиру. За плохое поведение детей выгоняли с уроков - это было вполне нормальной практикой в советские годы. Да что там говорить - нередки случаи, когда учитель мог даже ударить школьника, например, указкой.
Девочки-подростки страдали не меньше: их заставляли смывать даже малую толику косметики, которую замечали на лицах.
При этом учителей не решались привлекать к ответственности или даже делать за подобные поступки замечания. Боялись, ведь советский учитель не мог быть не прав.
Но такие вещи, к сожалению, быстро забываются.
Образование в СССР было лучшим в мире
Речь идет, разумеется, о школьной программе, заимствованное еще из времен Российской Империи. Но соответствует ли это действительности? Думается, что нет.
Хотя в первые 20 лет прошлого столетия, возможно, так и было. Но к 1930-му году система образования в корне поменялась. Постепенно из программы убрали такие предметы, которые могли научить ребенка думать, анализировать и делать выводы - здесь мы говорим о таких предметах, как философия античности, логика, политология, азы юриспруденции и другие.
По сути, в прошлом веке школа превратилась в образовательное учреждение, где ученики были практически полностью подчинены учителям. Стало ли учащимся от этого хорошо? Вряд ли.
Из школ выпускались грамотные и умные молодые люди
Полагаю, что определенные минусы в образовательной программе все же были. Прежде всего это ее одинаковость для всех. Как можно развивать способности талантливых детей, обучая их по той же программе, по которой занимаются остальные? А деткам, которые, наоборот, отставали от обычной программы, послаблений не было, им учиться было достаточно трудно.
Кроме того, интересы детей и их тяготение к каким-то конкретным наукам - точным или гуманитарным - в школе времен СССР не учитывали совсем. Из-за этого многим школьникам на уроках было попросту неинтересно.
Кстати, одним из показателей ума, умения сопоставлять факты и анализировать их, а также эрудированности выпускников советской школы является доверие к массовому гипнозу из телевизора - или покупка ваучеров сомнительной организации МММ.
Что изменилось в системе образования сейчас
В современном образовании тоталитаризм, наконец, исчезает. Пусть не настолько быстро, как хотелось бы, но все же процесс запущен: учитель уже не занимает господствующую позицию в классе.
Что касается учеников, то сейчас они имеют гораздо больше возможностей для проявления себя и развития своей индивидуальности. Ребенок может выбрать направление, по которому хочет обучаться, в результате чего количество часов по предметам, которые в будущем ребенку не понадобятся, будет сокращено.
Несмотря на очевидные преимущества для школьников, появились и проблемы: теперь уже учителю нужно завоевывать авторитет, поскольку он не обучает и воспитывает, как раньше, а всего лишь оказывает ученикам образовательную услугу.
Хорошо это или плохо, сказать трудно. Но, безусловно, новому учителю современности стало сложнее работать, поскольку нужно подстраиваться под новые образовательные стандарты.