«Зачем мне это изучать»: предметы, изучение которых кажется тратой времени

May 26, 2023 14:00


Часто программы школ или университетов вызывают вопросы относительно некоторых дисциплин - зачем мне это изучать? Почему в программе стоит философия, хотя я учусь на юриста, или зачем школьнику основы МХК или религиоведение?




Оригинальный источник данного материала находится по ссылке. По вопросам образования за рубежом в школах, вузах, лагерях, курсах обращайтесь на http://smapse.ru/ или по телефону 8-800-775-54-97

Забегая вперед, сразу дадим общий ответ на поставленный вопрос - эти предметы есть в программе, поскольку дают навыки, необходимые для жизни в обществе, они учат смотреть на жизнь чуть шире. Но давайте обо всем по порядку.

Как формируется учебная программа

Из чего складывается такая школьная или университетская программа, по которой потом возникают вопросы? Каждое учебное заведение обязано иметь общеобразовательный курс, отражающий направления деятельности. Это предусмотрено системой образования как обязательный пункт - законодательно это «Рабочие программы по дисциплинам».



Иметь свою рабочую программу по дисциплинам изучения обязан каждый учитель. Создается она не произвольно, а имеет четкие критерии, прописанные ФГОСом. Для каждого уровня учебных программ - дошкольное, начальное, основное и среднее полное образование - есть свой стандарт и структура учебных предметов, которой необходимо придерживаться. Сюда же относится и перечень изучаемых предметов, который устанавливается Министерством образования.

Несмотря на попытку структурировать этот набор предметов, школьный учебный курс не отличается постоянством - это достаточно гибкая форма, которая может меняться в угоду моде или под веянием политических мотивов.

Какие предметы попали в «черный» список среди учащихся и почему

На какие предметы чаще всего появляются жалобы, так ли они бесполезны на самом деле? Мы склонны считать, что каждая из этих дисциплин предметов научит вас вещам, которые точно будут полезны в жизни - даже если их практичность на первый взгляд не очевидна.

Философия



Как воспринимается: Казалось бы, зачем школьникам и студентам знать многочисленные философские концепции разных эпох? Как это можно применить к жизни? Философ - это даже не профессия, однако такой курс есть на каждой специализации, гуманитарной или технической. Почему же?

Чем полезна: Философия и рассуждения на разные темы без однозначного ответа формируют у нас широту взглядов и собственное мировоззрение. На примере разных философских учений мы видим, что дельные мысли есть у Сократа, Платона, хотя их концепты сильно отличаются. Философия дает понять, что истина где-то посередине. Эта наука учит задаваться вопросами, а не бездумно следовать за «единственной верной» точкой зрения.

Психология

Как воспринимается: Как и философия, входит в обязательный учебный план высших учебных заведений и средних школ. Однако из-за непродуманной программы кажется скучной и непонятно: обычно это тесты, которые в лучшем случае вызывают непонятные эмоции, а в лучшем - становятся поводом для веселья.



Чем полезна: На самом деле прекрасно уже со школьной скамьи иметь представления о базовых вещах психологии человека: как лучше выстраивать коммуникацию с окружающими людьми, выходить из конфликта, не попадать в зависимые отношения. Эти умения пригодятся и с профессиональной точки зрения - как презентовать себя, чтобы получить работу.

Грамотный урок психологии поможет ученику защититься от травли в школе и других проблем, до сих пор актуальных для детей. Но в нашей культуре воспитание таких вещей не введено, поэтому многие действуют чисто интуитивно, используя метод проб и ошибок. А вот изучение этики и психологии семейной жизни наверняка поможет сократить число разводов и ранних браков.

Финансовая грамотность



Этого предмета нет в программах наших учебных заведений, однако всё чаще звучит мысль о том, что его не помешало бы ввести.

Как воспринимается: Звучит сложно. Если студентам такая дисциплина может быть полезна, то школьникам еще рано это делать, ведь у них еще нет собственных финансов, чтобы распоряжаться.

Чем полезна: Погружение в финансовую грамотность на этапе школы тем и хорошо, что ребята не наделают ошибок с крупной суммой денег, а ограничатся экспериментами над карманными деньгами от родителей. Они постепенно смогут сформировать стратегию финансового поведения, которая поможет преуспеть во взрослой жизни - научиться планировать бюджет, откладывать на что-то. На этапе студенчества можно даже задуматься об инвестировании. Предмет научит детей осознанию, что деньги - неотъемлемая часть жизни, с которой нужно уметь взаимодействовать.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД)



Дисциплина, больше известная в школах, как ОБЖ.

Как воспринимается: Большинство школьников считает, что им эти знания не нужны. Действительно, не каждый из класса в итоге окажется на необитаемом острове или посреди техногенной катастрофы. Это всё относится к чрезвычайным ситуациям, однако не означает, что дети не должны иметь хотя бы малейшего представления о действиях в подобных ситуациях.

Чем полезна: При правильном подходе предмет может дать множество практических советов по ситуациям, в которых люди так или иначе могут оказаться: сделать искусственное дыхание, перебинтовать руку, распознать признаки инсульта и вызвать скорую помощь - всё это сознательный член общества должен уметь. Как не запаниковать, если вдруг заблудился или украли все вещи, деньги и документы в другом городе. Большинство подростков впадет в ступор от перечисленных ситуаций и будет рассчитывать на помощь взрослых. Однако есть смысл приучать детей рассчитывать не только на старших, но и на себя - неподготовленный взрослый человек тоже может растеряться.

Краеведение

Оно же - история родного края: то появляется в школьной программе, то исчезает.



Как воспринимается: Скучные и плохо запоминающиеся факты о том городе и регионе, где живет ученик. Школьникам непонятно, зачем всё это знать, им неинтересно, что было в прошлом.

Чем полезна: Знакомство с историей своего города помогает привязаться к своей малой родине, проявлять патриотизм и заботу о месте, где вырос. Сама по себе дисциплина «Краеведение» может быть интересной, поскольку представляет собой сочетание нескольких наук: не только истории, но и этнографии, природоведения, географии, культурологии и других смежных наук.

Риторика

Как воспринимается: Предмет уже давно не появляется в официальных программах школ, хотя исторически считается основой классического образования. Его истоки начинаются в Древней Греции (а греки, как известно, - мастера фундаментальных знаний). Также риторика вызывала активный интерес академических умов на протяжении всей истории. Сегодня, если предмет и появляется в списке изучения, то лишь в качестве факультатива, хотя его польза очевидна.

Чем полезна: По определению, риторика - наука о красноречии, но это не значит, что здесь надо из каждого школьника сделать профессионального оратора. Зато точно можно получить навыки, которые пригодятся после выпуска из школы. В широком смысле риторика научит школьников доносить свою мысль, использовать стили речи по ситуации, грамотно вести дискуссию, сформировать облик культурного и воспитанного человека. Навык красноречия помогает студентам на всех устных экзаменах в университете, во время собеседования на работу, поэтому он должен быть развит у каждого хотя бы базово.

Логика



Как воспринимается: Дисциплина, тренирующая способность анализировать и видеть взаимосвязь фактов или ситуаций. Логика была среди обязательно изучаемых дисциплин в СССР, однако потом ее убрали из курсов, поэтому для современных школьных стандартов она воспринимается как некий пережиток прошлого.

Чем полезна: Логика учит детей самостоятельно мыслить и формировать суждения, связанные с фактами. Современных детей и молодежь отличает клиповое мышление: они не могут провести логическую цепочку между фактами и событиями, не видят взаимосвязей. Большинство предпочитают получать готовые суждения, не прикладывая мыслительных усилий. Школьные уроки логики позволят сохранить гибкость и скорость мышления, сформировать собственные взгляды на разные вопросы.

Дисциплины, которые стоило бы добавить в программу



А теперь давайте пофантазируем и представим: какие дисциплины изучались бы в школах «идеального мира»? Какие предметы нужно ввести, чтобы они оказали важное влияние на формирование личностных навыков?

Вот наши предложения:

Информационная гигиена



Официально такого предмета, конечно, не существует, однако термин актуален для наших дней и активно используется. С момента, как доступ к интернету расширился, на людей обрушивается просто шквал информации, часть из которой нельзя назвать полезной. Наоборот - она носит токсичный, разрушающий характер. Поэтому навык информационной гигиены сегодня необходим: уметь отделять главное от второстепенного, находить то, что нужно, среди «белого шума» сети. Сегодняшняя информационная среда достаточно агрессивна, и нам необходимо уметь существовать в ней, иначе есть риск потери внимания или информационного пресыщения.

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Тоже несуществующая дисциплина, а вот образовательная методика идет еще из советских времен. Ее автором стал изобретатель, педагог и писатель Генрих Альтшуллер. Образовательная цель концепции - научить справляться с изобретательскими задачами разной сложности, прогнозировать развитие технологий и технических систем и формировать перспективные решения. ТРИЗ могла бы научить использовать все полученные знания с креативом и нестандартным подходом.

Астрономия



Устройству Вселенной с некоторых пор совсем не уделяется внимание - а ведь это важная информация для формирования полноценной картины мира! Астрономия способна наглядно показать, какое место занимает человечество или отдельный человек с глобальной точки зрения. Да, мы имеем только частичную информацию о космическом пространстве, однако материала для ознакомления всё равно много.

Итоги

Подведем итог и еще раз назовем причины, по которым будет важен каждый предмет образовательной программы в средних школах или университетах:

  • Формирование объективной картины мира. По данным опросов, многие россияне не знают базовых вещей об окружающем мире: например, что газовый баллон нельзя нагревать, а Солнце не вращается вокруг Земли (!). С каждым новым поколением взгляд на мир должен расширяться.
  • Воспитание порядочного члена общества и личной нравственности. Здесь помогут гуманитарные дисциплины - литература, история, обществознание, психология.
  • Помощь в профессиональной ориентации. Чем больше сфер ребенок успеет охватить, пусть и поверхностно, до окончания школы, тем лучше будет его представление о том, чем он хочет заниматься, где может профессионально реализоваться. Хотя бы ученик или студент будет понимать, чего НЕ хочет! Тоже неплохо, так как у современных детей часто атрофировано понимание «хочу» и «мне интересно» по отношению к какому-то делу, а не к праздному времяпровождению (зависание в соцсетях, игры).
  • Интеллектуальная тренировка. Даже если на первый взгляд знания по предметам школьнику не кажутся необходимыми, запоминание фактов и постоянное погружение в новую информацию хорошо тренирует мозг по разным направлениям: логика, анализ, наблюдательность, выводы, выстраивание общей структуры, умение акцентироваться на деталях и формировать общую картину. Когда мозг привыкает активно думать, получить новые знания из интересной ему сферы проще. Повышаются шансы достичь жизненного успеха за счет развитого интеллекта и сообразительности.

саморазвитие, школьные предметы, развитие, интересные факты, общество, школьное образование, обучение, школа

Previous post Next post
Up