В июле 2022 года стало известно, что Российская Федерация больше не принимает участие в Болонской системе образования, которая действовала на территории страны почти 2 десятилетия. Об этом заявили в рамках антироссийских санкций, вводимых Европой и США.
Президент Путин в одном из своих заявлений сообщил о том, что Россия должна вновь использовать традиционную образовательную систему, по которой студент будет обучаться 4-6 лет, получая диплом бакалавра, а позже - специалиста.
Эксперты заявляют, что исключение Беларуси и России из Болонской системы негативно повлияет на системы образования в этих странах, а жизнь студентов и процесс обучения будет значительно сложнее, чем было до 2022 года. Порассуждаем?
Возврат к специалитету
Сразу же после того, как стало известно о прекращении участия в Болонской системе, российские чиновники и ученые стали говорить о том, что стране необходимо вернуть «советский специалитет» в вузы, поскольку в свое время он являлся эталонным форматом обучения.
Политики заявляют, что благодаря специалитету студент может лучше подготовиться к работе по конкретной профессии на высоком уровне, тогда как бакалавры и магистры будут уступать специалистам по качеству знаний и навыкам.
МГУ университет выпускники
В конце февраля текущего года Путин выступил перед Федеральным Собранием и заявил о том, что он поддерживает идею возвращения специалитета в вузы Российской Федерации.
Однако мнение Путина и его представителей не разделяют многие эксперты, считающие, что откат российского образования к советскому формату может вызвать определенные сложности для студентов, с которыми они столкнутся в будущем.
Что давала Болонская система российским студентам?
Согласно статистике, академическая мобильность, которую провозглашала Болонская система, не была реализована в большинстве университетов России, несмотря на то, что этот аспект является основой системы.
Мало какой студент отправлялся на обучение в другую страну в рамках Болонской системы, а перевод в учебное заведение внутри страны фактически не считался мобильностью, ведь студент просто переводился в другой город до конца учебы, без возврата.
Однако благодаря европейской системе студенты из России имели возможность поменять направление обучения после получения первой ступени высшего образования - двухступенчатая система хорошо прижилась в стране и приносила пользу тысячам студентов.
Если в нашу страну вернется специалитет, то у студентов пропадет возможность перепрофилироваться, им придется получать образование, которое может им не подойти после нескольких лет обучения.
Необходимый второй шанс
Студент, который поступает в вуз сразу после школы, в 22 года не всегда хочет быть тем, кем он планировал быть в 18 лет, поэтому двухступенчатая система выручала многих.
В Советском Союзе рынок труда был не так разнообразен, поэтому определиться с выбором будущей профессии было значительно проще, чем сейчас. Сейчас почти 25% российских студентов не хочет продолжать обучение по выбранному направлению. Более того, лишь 15-20% обучающихся к концу 4-го курса заявляет о том, что они довольны выбранным направлением учебы - остальные выгорают и теряют интерес к направлению.
Эксперты утверждают, что нынешним российским студентам вузов необходима возможность изменить направление обучения, которую не дает специалитет. Первый выбор абитуриента невозможно считать окончательным, ведь сделан он на основании того, что у студента не было опыта и представления о том, чем является его будущая профессия.
Нынешний рынок труда изменился, что позволяет студентам, которые сменили свой профиль образования после 4 лет обучения, быстрее привыкнуть к новой профессии и «наверстать» упущенные навыки и знания прямо на рабочем месте. Такая мобильность в образовании хоть и лишает работника привязки к конкретной специальности, однако эксперты заявляют, что данная привязка уже и не нужна во многих случаях.
Современное высшее образование не должно затачивать человека под конкретную специальность, а должно делать из него гибкого, легко обучаемого и мобильного профессионала, который сможет сменить свое назначение в нужный момент без потери эффективности. Двухступенчатая система в XXI веке - явление полезное и современное, тогда как советский специалитет многие считают устаревшей системой.
Эксперты надеются на то, что выход из Болонской системы не лишит российских студентов шанса сменить свой профиль обучения, если к 3-4 курсу они поймут, что данная профессия им неинтересна.
Более того, многие заявляют, что оптимальной для России будет система, при которой студенты первые 2 года знакомятся с общими предметами, после выбирают направление и углубляются в его к 3-4 курсам.