В стране показатель рождаемости демонстрирует неоднородность: где-то коэффициент фертильности высок, где-то не дотягивает до единицы. В одних регионах принято рожать раньше, в то время как в других принято откладывать появление детей напоследок.
В целом же можно сказать, что ареалов с большой рождаемостью в
России уже почти не осталось.
На уровне муниципальных образований, впрочем, перепады более заметны. В отдельных районах этнических республик Поволжья, Туве или Бурятии есть места, способные составить конкуренцию Пакистану, африканским государствам или странам Африки, в то время как в других демонстрируются среднеевропейские или даже корейско-сингапурские показатели (ниже единицы) на одну женщину.
Средние цифры
Среднестатистический показатель за последние пять лет в стране составил 1,58. При этом две трети - 67% - живут на территории, где коэффициент суммарной рождаемости не дотягивает до этого показателя. Лишь немногим менее 11% проживают в местах, где рождаемость находится на уровне, превышающем простое воспроизводство населения. Более высокие цифры дают отсталые мало урбанизированные периферийные земли. Это говорит о неравномерности демографического перехода в России.
В целом поведение человека по части продолжения рода подвержено модернизации, что отлично видно на уровне страны и регионов. Просто процесс этот происходит с разной скоростью, так как создание семей - процесс, завязанный на инерцию.
Картинка на уровне муниципалитетов вносит в ситуацию собственные коррективы, основанные на таких аспектах, как образование и миграция трудовых ресурсов. Важнейшие среди них - такие:
- Молодёжь перебирается в крупные города, чтобы компенсировать выпадающий трудовой резерв;
- Мелкие города имеют рождаемость выше среднего, причём обусловлено это локальными факторами различной природы (где-то население более молодое, где-то образ жизни до степени смешения напоминает сельский, что вносит свои коррективы в демографическую структуру);
- В городах от полумиллиона до миллиона показатели средние, что свидетельствует о колоссальной разнице в уровне привлекательности этих городов со столицами России;
- Субурбанизация, то есть процесс оттока в пригород, сказывается на рождаемости не сильно.
Муниципальные «полюса»
Если оценить рождаемость по показателю рождения на тысячу живущих, получаются забавные результаты: в Чечне, Дагестане и Ингушетии, а также в подмосковном Ленинском районе, где находится огромный роддом, обслуживающий интересы половины Подмосковья, рождаемость крайне высока - свыше 30 родившихся на тысячу. В целом же высокая рождаемость тут связана с тем, что население молодое. Кроме того, немаловажное значение имеют этнические, культурные элементы, консерватизм населения и местных авторитетов, а также фактор религии.
Напротив, самые низкие показатели наблюдаются в Архангельской и Новгородской области. Наиболее яркими провалами стали военные части, где идёт перманентная ротация населения, а роддома, регистрирующие рождение, как правило, отсутствуют. То есть тут заниженный показатель - скорее огрех статистики.
Многодетные острова
В периферии, где урбанизация невысока, есть весьма высокий шанс встретить семью с третьим и даже четвёртым ребёнком. К примеру, суммарная рождаемость в Архангельской области для сельского населения была колоссальной - почти 5 детей на женщину!
Чем это объяснить? Вероятнее всего, доходы тут низки, и стимулирующий эффект от мер пронаталистской политики государства более эффективны или ощутимы. Это и федеральный материнский капитал, и местный, выплаты в декрете, детские пособия и тому подобные радости. Финансово простимулировав рождаемость, власти добились краткосрочного эффекта. Неслучайно ведь демографы отмечали, что в прошлом маткапитал давал ещё большую эффективность, но затем, после стабилизации, началось повторное снижение рождаемости.
«Миграционная» прибавка
Наряду с естественным способом пополнения народонаселения есть и миграционный. Люди непрерывно меняют место жительства: одни перебираются с депрессивных окраин в более благоустроенные районные центры, другие едут ещё дальше - и так до столицы и Санкт-Петербурга.
К слову, в региональных городах, столицах субъектов рождаемость (как та, что имеет естественную природу, так и обусловленная миграционным приростом) заметно выше окрестных территорий. Всё это работает по принципу пылесоса, где каждый более крупный субъект вытягивает соки из более мелких.