Слово «дефицит» знакомо всем, кто пожил в СССР. Недостаточное развитие гражданских секторов экономики в Союзе приводило к ее технологической отсталости и невозможности конкурировать на мировой арене, что выливалось в товарный голод для советских жителей. Женщины мечтали о сумках, косметических средствах и других товарах, доступных за границей, были готовы ждать в длинных очередях и даже переплачивать.
мода СССР 70-80-е
Из списка недоступных товаров в магазинах СССР есть множество вещей, о которых мечтали девушки ушедшей эпохи Страны Советов.
Зарубежная косметика
В СССР лидерами в производстве косметических средств были «Свобода» и «Новая заря», которые базировались на фабриках, созданных еще в императорской России, и имели значительный опыт в производстве средств для ухода за кожей.
Тем не менее, многие советские косметические продукты не могли похвастаться таким качеством, как зарубежные, поэтому многие женщины стремились получить доступ к косметике из других стран.
Приобрести французскую пудру или помаду в СССР было практически невозможно, за исключением случаев, когда это удавалось сделать через дипломатические каналы или у спекулянтов.
В качестве законной альтернативы советским женщинам приходилось довольствоваться польскими тенями и помадами, за которыми приходилось стоять в очередях. Среди национальных продуктов считались дефицитными, но качественными карандаши для век «Косметика» и матирующая пудра «Ленинград» с рисовой мукой.
Дубленка из Афганистана
В 1960-х годах афганские дубленки с короткой овчиной и узорами нашли популярность среди хиппи по всему миру. Особенно их высоко оценили за вышивку. Однако настоящий поворот в моде произошел в 1966 году, когда группа The Beatles выступила в таких дубленках на своих концертах.
В СССР тренд на афганские дубленки появился к середине 1970-х годов, и многие мужчины и женщины стали стоять в очереди за пальто из овчины. Однако спрос был настолько высок, что не всем удавалось приобрести дубленок.
Девушки выбирали не только обычные модели бежевого цвета, но и куртки с красивыми и яркими узорами, которые стоили дороже: в магазинах такие дубленки продавались за цену, которая превышала зарплату рядового гражданина на несколько месяцев, а у перекупщиков цена на них была еще выше.
Капроновые колготки
Капроновые и нейлоновые колготки советского производства появились в 1970-х годах, производились на Брестской чулочной фабрике и имели только один, телесный, цвет.
В то время черные и белые колготы были популярны в мире, что заставляло девушек в СССР изменять цвет «чулочных рейтуз» (первоначальное название в ГОСТе) путем отбеливания и окраски. В результате колготки быстро портились.
Советские женщины мечтали о немецких и чехословацких колготках, которые иногда появлялись в продаже и вызывали большой ажиотаж.
Джинсы из США
В 1960-х годах в СССР вошли в моду оригинальные американские джинсы, которые нельзя было купить официально. Советские предприятия предложили альтернативу в виде джинсовых брюк, но поклонники зарубежной одежды предпочитали польские и индийские джинсы, хотя они не сравнивались с оригиналом.
Цена на такие джинсы у спекулянтов равнялась месячному доходу рабочего. Иногда мошенники продавали даже лишь одну половину джинсов!
Постепенно советские люди начали обрабатывать отечественные джинсы, чтобы получить на них разводы и потертости, характерные для американских.
Французские духи
Первые французские духи, которые были введены на рынок СССР в начале 1970-х годов, были Dior Diorissimo. Однако наиболее запоминающимся и желанным ароматом стал Climat от Lancome, который стал доступен для продажи в конце 1970-х годов.
Несмотря на официальную цену флакона в 20 рублей, их было сложно достать из-за большого спроса, и женщины были готовы переплачивать.
На рынке СССР также были представлены более доступные импортные ароматы, такие как Pani Walewska, Signature, недорогие польские Byc Moze, однако они не смогли составить конкуренцию французским духам по популярности и востребованности.
Часы «Чайка»
Бренд «Чайка» появился благодаря Валентине Терешковой, первой женщине-космонавту. Начиная с 1963 года, Угличский часовой завод выпускал часы под этим именем.
В 1970-х годах завод представил позолоченные женские часы с металлическим браслетом, которые стали символом статуса и успешной женщины.
Сапоги-чулки
В 1970-х годах в СССР появились высокие, облегающие ногу сапоги из мягкой лакированной ткани, названные «сапоги-чулки». Эта обувь стала очень популярной, за ней образовались большие очереди.
Позднее половина страны носила одинаковые черные сапоги-чулки, в то время как удачливые модницы смогли заполучить оригинальные модели из Польши и Югославии с различными расцветками и украшениями.
Плащ из болоньи
В 1960-х годах полиэстер стал популярным материалом за счет своей прочности, разнообразия цветов и низкой себестоимости. В итальянском городе Болонья началось производство плотной капроновой ткани с водоотталкивающей обработкой, которая была названа в честь города.
В СССР наладили производство плащей из этой ткани, которые быстро стали популярными. Однако многие считали отечественные плащи скучными и непривлекательными по сравнению с импортными моделями из Чехословакии и Югославии, которые имели яркие цвета и лучшее качество пошива.
Кожаная сумка
Действительно, до XX века женские сумки были своеобразным символом богатства и статуса, изготавливались в основном из ткани и были доступны лишь богатым дамам.
Однако в 1950-х годах французские модные дома, такие как Dior и Chanel, сделали красивые и вместительные сумки модным аксессуаром, который стал популярен среди широких масс.
В СССР женщины не могли позволить себе французские сумки, приходилось довольствоваться местными вариантами из холщовой ткани или натуральной кожи. Несмотря на качественные материалы, сумки отечественного производства критиковали за однообразный и невыразительный дизайн.