В 1977 году, наряду с принятием новой Конституции, СССР был потрясён ограблением армянского госбанка в Ереване. Злоумышленники похитили весьма впечатляющую по тем временам сумму в полтора миллиона. Расследование было поручено лучшим отечественным криминальным сыщикам, а обо всех результатах докладывали лично генсеку Брежневу. Несмотря на все эти усилия, злодеи оставались на свободе более года.
Как ловили самую известную банду, что их выдало и почему охота длилась так долго - в нашем материале.
Зонтик на память
Милиции длительное время не удавалось восстановить ход событий. На месте нашли несколько инструментов - коловорот, дрель, молоток, а совсем рядом валялся детский зонт. Удивительным был и размер отверстия, через которое злодей сумел протиснуться в банк - не более 35 сантиметров в диаметре - при том что денежные мешки могли весить десятки килограммов.
Ещё одним выдающимся фактом, заслуживающим внимания, было нахальство преступников - в СССР за похищение из госбанка такой суммы полагался расстрел, и некоторые преступники стали самостоятельно контактировать с органами, лишь бы избежать подозрений.
Шальные деньги
Лишь спустя год стало понятно, что преступный мир тут не при чём. Разработал и спланировал всё молодой ереванец Николай Калачан, а руками и ногами был его кузен Феликс - кандидату в мастера спорта и счастливому папаше двух детей на семью не хватало.
План преступления
Зимой того же года братья свели знакомство с сотрудником отделения банка, Завеном Багдасарян. За услуги наводчика тот запросил почти 50 тысяч, чего хватило бы на годы безбедной жизни. Но преступники не стали торговаться, получив детальный план постройки, в которой находился банк.
Злодеям повезло - армянский Госбанк располагался в архаичном здании, в котором хранилище денег было на втором этаже, а не в подвалах. Стена к стене рядом стоял жилой дом. Предполагалось залезть на крышу, перебросить канат и забраться внутрь через окошко на третьем этаже. А вот проникнуть непосредственно в сейфовую комнату помог случай. Потолочные перекрытия не были зафиксированы, поэтому положенную между этажами тридцатисантиметровую плиту можно было разрушить.
На дело выходит один
Калачаны скрупулёзно и методично подготовили преступление, обзаведясь всем необходимым, в том числе зонтиком, предназначенным для ловли падающих с потолка фрагментов бетона (на полу была установлена контактная сигнализация).
Операция чуть было не сорвалась - Коля попал в аварию и очутился в больнице, но и в одиночку брат справился на отлично. Всего одним прыжком, без всякой верёвки, он преодолел расстояние между домами. А вот с потолком и резкой арматуры пришлось попотеть.
И тут удача ему изменила - в хранилище были пачки новеньких, ещё не запущенных в обращение сторублёвых банкнот серии «АИ». Потом это стало зацепкой для детективов - они стали искать, где обнаружатся банковские билеты этой серии.
Подпольные миллионеры
Совершив это дерзкое преступление, Феликс и Коля прочувствовали на своей шкуре мытарства подпольного советского миллионера, гражданина Корейко - им не оставалось ничего, кроме как любоваться украденными деньгами.
В СССР, где всё было на виду, а блага распределялись через очереди или по блату, для покупки автомашины или жилья было необходимо провести несколько лет в очереди. Люди, что вдруг начинали делать покупки, которые были им не по карману, мгновенно попали бы в поле зрение милиции. Но братьям удалось придумать метод использования краденых денег.
Хитроумная схема
Первое время действовали осмотрительно, использовали лишь купюры мелких номиналов. Успели потусить в Сочи, поделиться дензнаками с родными и лишь к зиме созрели на реализацию сторублёвок.
Оптимальным решением оказалась покупка облигаций госзайма: их можно было перепродать, сдать в сберкассу или распорядиться любым другим законным способом. Покупали в Узбекистане, где надзорные органы работали спустя рукава. Так удалось сбыть сотню тысяч, но всему есть предел. Тогда Коля вовлёк в схему любовницу из Москвы, Люду Аксенову, а та пригласила брата, водителя таксопарка Владимира Кузнецова. Он-то всех и подвёл под монастырь.
Роковая ошибка
В мае следующего года он решил приобрести ценных бумаг разом на 6 тысяч, но у сотрудницы в кассе было только на три тысячи. Она взяла деньги и пошла в хранилище. Кузнецов решил, что девушка вызовет полицию, бросил деньги и сбежал. Банковская служащая чертовски удивилась и действительно позвонила в полицию.
Был составлен фотопортрет, и через несколько месяцев их задержали. Менее чем за год им удалось сбыть двести тысяч - менее пятой части; наводчику дали 11 лет общего режима, а братьев приговорили к высшей мере наказания. После Феликса осталось последнее письмо: в нём он просил супругу воспитать детей честными и достойными гражданами.