Могут ли современные школьники закончить школу на отлично без сторонней помощи репетиторов?

Apr 04, 2023 05:00


Не секрет, что для большинства учеников дополнительные занятия стали единственным способом сдать ЕГЭ, догнать школьную программу или выучить английский. Но в чём же корень проблем? И является ли репетиторство проблемой школьного образования или нормой?





Попробуем разобраться в тонкостях школьного образования и ответить на вопрос: массовое обращение к репетиторам - норма или зло?

Можно ли окончить школу без репетиторов? Спросим статистику

Исследование «Фонда общественное мнение» - процент школьников, занимающихся с репетиторами:

  • 24% школьников постоянно занимаются с репетиторами
  • 48% количество учеников, посещающих репетиторов, вырастает в два раза в крупных городах
  • 13% школьников в сельской местности
  • 37% учеников могут окончить школу без дополнительных занятий
  • Больше половины российских семей нанимают репетиторов, чтобы сдать ЕГЭ.
Фактор обеспеченности родителей играет важное значение - многим репетитор просто не по карману.



Данные «Высшей школы экономики»:

  • 30 миллиардов рублей - объем рынка репетиторских услуг
  • 7 из 10 учителей подрабатывали репетиторами
  • 600-3000 рублей/час или урок - средняя стоимость дополнительных занятий.
Дополнительные занятия - панацея или плацебо? Ответы экспертов

Сегодня наблюдается массовое обращение к услугам репетиторов - никто не верит, что дети способны осилить учебную программу самостоятельно. Но действительно ли дополнительные уроки - единственный способ решения низкой успеваемости? Есть ли другие способы догнать школьную программу, или она настолько перегружена, что учиться самостоятельно нереально? Узнаем мнение экспертов:

Можно ли освоить иностранный язык в школе?

«Иностранный язык без репетиров в обычной школе не выучить. Если у вас есть способности, хороший репетитор за три года может научить свободно говорить». - Наталья Бабич, кандидат психологических наук, репетитор с 25-летним стажем.

Реально ли окончить школу хорошо самому?

«Есть несколько избранных школ, гимназий, причём не только в Москве, которые готовят, конечно, детей, но в основном это нереально». - Н. Иванова-Гладильщикова, журналист, эксперт «Российской газеты».

Кто виноват и что делать?



Статистика и мнение экспертов подтверждает - окончить школу без допов, а уж тем более сдать ЕГЭ - нереально. И это в стране с одной из самых сильных школьных программ! Почему? Эксперты называют несколько причин:

Перегруженность учебных программ

Школьные программы перенасыщены информацией, часто просто не учитывают скорость психологических процессов детей. Возьмём для примера учебник русского языка.

В первом классе дети учат фонетику русского языка - раздел, посвящённый звуковому строю, после которого многие дети начинают следовать правилу «Как слышим, так и пишем». Учебная программа в третьем классе - раздел «Существительное». Первый урок: объяснение, второй - названия падежей, третий - признаки падежей, четвертый - самостоятельный поиск существительных в тексте. Итог: «пробежались» по сложной теме всего за неделю.

«Посмотрите, как и каким языком написаны учебники, какие тексты там приводятся в качестве примеров. Ощущение такое, что авторы детей никогда в глаза не видели», - Наталья Бабич.

Дети не умеют учиться самостоятельно

В идеале родители должны помогать детям с домашним заданием в 1-2 классе. Под помощью понимается организация работы - научить делать перерыв и доводить дело до конца. Но действительность такова, что родители вынуждены помогать детям в силу перегруженных программ постоянно. В итоге мы отучиваем детей от самостоятельности, сначала помогая с домашкой сами, а потом зовём на помощь репетиторов.

Недостаточный уровень профессионализма

В идеале учебный процесс должен работать как часы - основная часть урока для разбора нового материала, а за 2-5 минут - объяснение, что нужно сделать дома. Домашнее задание не должно превышать 15-20 минут по любому предмету, и все задания дети способны делать самостоятельно. Но в школах плохо воплощена идея индивидуального подхода к детям, нет подходящих условий для обучения на личность ребёнка. В итоге мы идём к репетиторам, ищем на допах того самого недостающего внимания к личности ребёнка и помощи по предметным завалам.

Когда нужен репетитор - помощь особенным детям и ЕГЭ



Отдельно стоит отметить ситуацию с ЕГЭ:

«Это катастрофа с ЕГЭ. Потому что как можно было создавать систему экзамена, который никоим образом не вытекает из результатов обучения в школе!? Это уже сам по себе нонсенс. Как можно было разрешить дополнительные официальные платные курсы в системах повышения квалификации, книги, которые выпускаются... Как это так, это что, это почему? Логично: это должен быть такой же экзамен, как обычно бы и проводился в конце обучения в школе. Нет, придумали вот такое. Теперь вопрос: а кто должен готовить к этому ЕГЭ», - Г.А. Китайгородская, заслуженный профессор МГУ, доктор педагогических наук.

По мнению экспертов, дополнительные занятия играют положительную роль в нескольких случаях:

  • Помощь одарённым детям изучать предметы углубленно, чтобы не растерять талант
  • Репетиторство может поддержать сильно отстающего ребёнка физически, психически или психологически.

Главный недостаток допов - в отсутствии самостоятельности школьника. Сразу скажем, что репетиторы бывают разные, но по большому счёту репетиторство - не обучение, а натаскивание. Ребёнка загружают информацией, дают готовые решения. Не знаешь? Спроси у репетитора, он расскажет, поможет, покажет. Такой подход не учит детей решать вызовы школы самостоятельно, они не осваивают навык поиска эффективных решений - одно из ключевых умений в университете и профессии.

Когда школа будет учить так же хорошо, как репетиторы?



Итак, корень многих проблем - учебная программа и недостаточно эффективные методики обучения. Идею индивидуального обучения в школах пока воплотить очень трудно, поэтому репетиторы ещё долгое время будут востребованы.

Опрос ВЦИОМ «В каких сферах вам бы хотелось получить дополнительные занятия в школе?»

  • 23% = иностранные языки
  • 20% = экономика и финансы
  • 19% = психология
  • 17% = искусство
  • 17% = информатика
  • 16% = право
  • 10% = инженерные и технические науки
  • 10% = политика
  • 6% = страноведение.

воспитание, саморазвитие, интересные факты, учеба, мотивация, школа, образование, учитель

Previous post Next post
Up