Когда коту делать нечего, он занимается вопросами гигиены интимных мест. Когда бездельем маются государственные мужи, они начинают придумывать законы. Мат - обсценная лексика, если официально - один из наиболее популярных и частных предметов их неустанной заботы. Иной раз его предлагают зарегулировать, а то и вовсе полностью запретить, издав очередной закон.
При этом почти никто не задумывается о том, откуда это вообще. Чаще вместо объяснения люди удовлетворяются посылом: дескать, это всё татаро-монголы, а до того всё было чисто и гладко, как в церкви.
Итак, что же такое мат? Это табуированная практика, запрет, имеющий культурную и сакральную природу. Так зачем же запрещать и без того запрещённое? И почему слова обладают таким странным статусом?
Разумеется, монгольская версия - это всё полнейший бред: достаточно взглянуть на корни слов, чтобы понять - всё это наше, родное, исконное и посконно-домотканое.
Где же корни?
Дабы избежать внимания надзорных органов, не будем называть слова, поговорим об их происхождении. Термин, которым традиционно обозначается мужской половой орган, имеет общие праевропейские и общеславянские корни. Удивительно, что у него общая этимология со словом «хвоя», и то и другое обозначает продолговатый предмет с семенем в комплекте.
Женский орган - тоже понятие древнее, и тоже родом из праиндоевропейского языка. А в праславянском это была глагольная форма, обозначающая процесс полового акта. И ничего, жили как-то…
Матерный глагол, обозначающий это действо в современном русском языке, имеет праславянские корни; значение его за тысячи лет осталось неизменным.
Наконец, четвёртое слово, отнесённое к перечню запретных, происходит от древнерусского «блясти», что в переводе означает ошибочность или заблуждение. Есть даже похожее по звучанию английское слово blend. Только у нас, на Среднерусской, из одного старого слова пошли два новых - «заблуждаться» и то самое, другое, потаённое.
История слова и сакральность
Эти слова в древности имели колоссальное обрядовое и символическое значение, прежде всего связанное с магией и колдовством брачного ложа. Для древних людей матерные слова были не просто словом - они служили частью заклятий и мнемонических формул, сопровождающих обряды.
Считается, что мат появился в период матриархата, когда важнейшим был культ Матери-Земли. В основе мифов предков лежал сюжет о брачных отношениях между Земным и Небесным: Небеса оплодотворяли Землю, а та в свою очередь дарила людям плоды небесной любви.
Разумеется, эта легенда не могла не породить бесчисленного множества ритуальных акций, связанных с оплодотворением Земли. Достаточно распространёнными были имитации совокупления, сопровождавшиеся использованием тех самых, запрещённых ныне слов.
Почему же они попали под запрет?
Учёные предпринимали различные попытки реконструкции и предлагали множество сценариев. Например, Михайлин утверждает, что Небо и Земля состоят в браке, которым противостоит хтоническая тварь в облике пса, осуществлявшего блуд с матерью-Землёй.
Происходило это в лесу - месте трансформации, смены статуса человека, где девочки становились женщинами, мальчики - воинами. Там, вдали от человеческого жилья, обреталась нечисть. К примеру, одним из лесных жителей была Яга - жрица, которой по долгу службы было положено мыть будущих покойников, ведь в землю их нужно было класть исключительно чистенькими. Попутно в лес возили невест, чтобы те, «хороня» свой статус девы, возрождались в качестве жены.
Тут всё было как в фильме «Зелёная миля». То, что происходит в лесу, там же должно было и оставаться, лесная и домашняя магия не должны были пересекаться.
Также лес был площадкой для инициации, где мальчик превращался на некоторое время в воина-зверя, жил в хтонической зоне, а по окончании процедуры после процесса очищения получали возможность вернуться в свои прежние жилища, вступать в брак, рожать детей и приобретать в обществе некие статусные позиции.
Вот с этими таинственными и пугающими, замешанными на ликантропии обрядами и были связаны наши матерные слова.
А что же все прочие?
Часть тела не может иметь табуированное значение, тем более что в бесчисленном множестве первобытных культов и обрядов фаллос был священным предметом и имел непосредственную связь с культом плодородия, жизни, детопроизводства.
Есть версия, что запретный статус слова на «х» и «п» приобрели через связь с блудным псом, посягавшим на Мать-землю…
А что Титов? В смысле - а что теперь?
Выяснив, что обсценная лексика была изначально связана с локальным и гендерным кодами, неприемлемыми в повседневном обиходе, мы понимаем, что мат сегодня блокируется не только из-за инвективной составляющей, но и вследствие культурных и даже культовых аспектов. Недаром у нас не принято материться при женщинах и детях - это чисто мужское.
Хотя социальные запреты постепенно утрачивают мифический и культурный смысл, женщины и дети на деле могут в тригоспода загибать такие коленца, что не всякий мужчина и смысл поймёт.
Зато у мата появляются всё новые функции: он теряет предметное значение, лишается конкретики и проникает в обычную жизнь, превращаясь в стилистический инструмент, средство художественной выразительности, коим незазорно пользоваться и молодёжи, и умудрённым опытам интеллигентным учёным мужам - лишь бы обстоятельства соответствовали.
Чем моложе носитель, тем более вольно он обращается с некогда сакральными формулами древних жрецов, часто, к сожалению, компенсируя недостаточный словарный запас и интеллектуальные и коммуникативные возможности.