Столица России Москва представляет собой почти 13-миллионный мегаполис, административно разделенный в 1995 году на 125 районов и 21 поселение на присоединённых в 2021 году территориях, называемых Новая Москва. Огромная плотность городского населения так называемых «спальных» районов, до 30 тысяч человек на кв км, перемежается относительно безлюдными участками, пока слабо освоенными или занятыми парками и лесными массивами.
На таких территориях нет привычной столичной суеты, активной уличной торговли и густой транспортной сети, зато количество и качество свежего воздуха позволяет дышать полной грудью.
Средняя плотность населения в столице составляет почти 5 тысяч человек на кв км. Если оставить в стороне недавно присоединённые и малоосвоенные территории Новой Москвы, то среди остальных найдётся несколько районов с плотностью населения ниже средних значений, где пока ещё можно ощутить прелести уединённых прогулок на природе.
Силино, ЗелАО
Район Зеленограда с плотностью населения 3887 человек на кв км был выделен из Панфиловского района в 2010 году. Силино включает в себя три небольших микрорайона с жителями, тогда как остальная территория занята лесным массивом, промзоной и кладбищем.
Будущая конечная станция линии МЦД-3 - «Крюково» - находится на границе района, неподалёку расположена платформа Алабушево.
Отсутствие свободной земли на территории района не позволит в обозримом будущем расширять его застройку, поэтому плотность населения вряд ли сильно вырастет в ближайшее время.
Северный, СВАО
В настоящее время плотность населения в бывшем посёлке при Северной водопроводной станции составляет 3793 человека на кв км. Посёлок, застроенный в середине прошлого века двухэтажными жилыми домами, вошёл в состав Москвы в 1984 году и стал основой нового района.
С 1990-х годов район активно застраивался как типовым многоэтажным жильём, так и коттеджами. В наши дни Северный протянулся почти на 5 км вдоль Дмитровского шоссе, сейчас здесь происходит строительство станции Физтех, названной в честь института в соседнем городе Долгопрудный.
На границе района, пока малоосвоенной, расположены станции МЦД Новодачная и Долгопрудная. По исследованиям Яндекса, проведённым в 2017 году, район был признан одним из самых неудобных для жизни из-за неразвитой инфраструктуры и слабой транспортной доступности.
Внуково, ЗАО
Территорию района, включающую в себя международный аэропорт Внуково с посёлком при нём и отдельный посёлок Толстопальцево, присоединили к столице в 1984 году.
Сейчас в районе проживает менее 25 тысяч человек, а плотность населения составляет всего 1417 человек на кв км. Такая низкая заселённость объясняется тем, что большие площади в районе принадлежат аэропорту и не используются для жилищного строительства.
Посёлок при аэропорте в основном состоит из одноэтажных зданий. У здания аэровокзала «Внуково» в наши дни возводится конечная станция Солнцевской линии метро, так же названная «Внуково», кроме того район располагает старой платформой Аэропорт, железнодорожной станцией у посёлка Толстопальцево и конечной станцией Аэроэкспресса.
Метрогородок, ВАО
В состав самого большого по площади района столицы, где когда-то предоставляли квартиры рабочим-метростроевцам, входит огромный московский лесопарк Лосиный остров.
«Зелёные лёгкие» столицы являются охраняемой территорией, где не допускается массовая застройка, поэтому Метрогородок до сих пор имеет плотность населения всего 1390 человек на кв км, а всего в районе проживает порядка 38 тысяч человек.
С юга район замыкает промзона с ТЭЦ-23 и заводом железобетонных конструкций и овощебаза. Расположение на окраине мегаполиса и небольшое количество жителей обеспечивают Метрогородку тихую и размеренную жизнь, в стороне от шума и суеты центральных районов.
Единственная крупная транспортная магистраль района - Открытое шоссе, в 20 минутах пешком от жилых домов располагаются станция МЦК Бульвар Рокоссовского и метро, до которого идут несколько трамвайных маршрутов.
В 90-е годы район получил печальную известность, благодаря скандалу из-за «фенольных» домов, построенных здесь ещё в 70-х годах прошлого века.
Молжаниновский, САО
Малоизвестный район Москвы, расположенный за кольцевой дорогой, вошёл в состав столицы в 1984 году и планировался под широкое жилищное строительство. Позже планы изменились, и был построен только жилой комплекс для военнослужащих «Синявинская».
Этот, один из крупнейших по площади, район Москвы не имеет собственной больницы, почтовых и банковских отделений, проживают здесь всего 12 тысяч человек на площади почти 22 кв км.
Плотность населения, таким образом, составляет всего 550 человек на кв км. Возобновление жилищной застройки маловероятно, поскольку отсутствуют перспективы строительства метро, а близость приаэродромной зоны аэропорта Шереметьево создаёт серьёзные препятствия для нормального функционирования потенциального «спального» района.
Транспортная ситуация решается наличием нескольких станций электричек Ленинградского направления и перспективой запуска поездов МЦД в ближайшие годы.