Почему в американской семье дети появляются позже, как в паре распределяются обязанности между родителей, и почему дети в
США более самостоятельны, чем наши?
Методы и подходы, применяемые при обучении детей, как правило, весьма достоверно повествуют о том, каким менталитетом и характером наделены её представители в целом. Чтобы получить представление о национальных приоритетах, мы попробуем разобраться с применяемым там подходом.
Вообще отношение к деторождению и их последующему воспитанию весьма специфическое и серьёзно различается с российским. Эти системы несовместимы, они направлены в разных направлениях.
Отличия начинаются уже на возрасте предполагаемого родительства. Если в России рожают уже лет с двадцати, то у американцев крайне редко можно встретить молодую мамочку или отца моложе тридцати. Исключение составляют лишь живущие в сёлах и деревнях семьи. Чаще всего это связано с тем, что молодежь получает образование, а потом выплачивает студенческий займ и строит свою карьерную лесенку.
Папа участвует
Степень участия американских отцов в разнообразных процессах - от родов и воспитания того, что получилось в итоге - в сравнении с российским опытом заметно больше. В хороших семьях принято посещать различные мероприятия и процедуры диагностики вместе с супругой. Это практикуется столь часто и повседневно, что никто не удивляется, а женщина без супруга на таком тренинге вызывает сочувствие, как мать-одиночка.
И даже рожать тут практикуют очень часто в кампании супруга, а то и всей семьи, включая родителей и ближайших друзей. Впрочем, не меньшей популярностью пользуются роды дома и в воде, что практикуется множеством знаменитостей, а также анестезия эпидурально: к такому методу прибегают 7 из 10 американских рожениц. Пользовались бы и остальные, но услуга весьма недешёва.
Это также можно понять: в США нет таких длинных отпусков по декрету, и уже спустя несколько недель женщина имеет обыкновение вернуться на рабочее место. Поэтому отцы умеют обращаться с разнообразными памперсами, заниматься кормлением, купанием и другими радостями жизни.
В
России молодые семьи могут обратиться к старшему поколению за помощью, но американцы пользуются этим способом лишь в исключительных ситуациях, когда альтернатив нет или они представляются ужасающе плохими.
Нет тут и системы государственных детсадов и яслей. С пятилетнего возраста можно сдать чадо в приготовительный класс, но это скорее развлекательное, рекреационное мероприятие, чем полноценные занятия. Есть частные платные садики, цена на которые варьируется от нескольких тысяч долларов за год в случае элитного учебного заведения и до пары десяток за день, если речь идёт о соседском подростке-бэбиситтере.
Но это дополнительные расходы, поэтому американская молодёжь прибегает к таким решениям, как работа удалённо или гибкие смены, что позволяет кому-нибудь постоянно присматривать за чадом. Ещё одно решение - клуб родителей, в котором собираются начинающие «детовладельцы».
Помимо изучения профильной литературы и общения, тут практикуются поочерёдно присматривать за чадами товарищей. Такой способ позволяет сэкономить на няне и содействует социализации родителей. Кроме того, в США практикуется брать с собой чадо всюду, от студенческой скамьи и до разнообразных магазинов. Даже в ресторане не зазорно появиться с ребенком любого возраста.
Вопросы воспитания
В США люди своей любят свободу, исполнены амбиций и самоуверенны, нередко - чрезмерно. В США не считают необходимым круглосуточный надзор за чадом. Их жизнь не вертится вокруг ребенка, и они уж точно не готовы класть свою жизнь на пресловуты алтарь счастливого детства.
Есть две упрощённые модели.
- В рамках первой детей балуют и позволяют им практически всё - подобная модель воспета произведениями национальной литературы и синематографа. Дети чувствуют себя привольно, могут развивать способности к творчеству и креативное начало. Чаще всего такие семьи живут на «старом побережье», в Калифорнии и большей части северных штатов, где влияние религии давно имеет остаточный характер.
- На другом конце - сверхжёсткие семьи, где царят дисциплина и планирование, а в воспитании допустимы телесные наказания, жесткий, даже жестокий диктат и тому подобные меры.
Разумеется, это образ сферического американца в вакууме, таких на самом деле нет. Другое дело, что к этому стремятся. Взять хотя бы вопрос применения телесных наказаний. С одной стороны, это не принято и строжайшим образом запрещается в благополучных и обеспеченных штатах с прогрессивным населением. С другой - более консервативные семьи «ржавого пояса» и религиозные семьи (их тут много, ведь в целом США весьма религиозная страна) не чураются розги.
Применяется эта мера и в южных школах в доброй трети штатов, для чего в кабинете директора имеется специальная деревянная лопатка, иногда даже со специальными прорезями или отверстиями, сообщающими устройству максимальную скорость и убойную силу. На севере и западе при этом за крошечный синячок на руке или ноге родителей могут вызвать на комиссию, оштрафовать или даже рассмотреть вопрос о лишении родительских прав.
Правила поведения тут разъясняют на живых примерах, притом весьма часто - собственных. Тут не принято выдавливать из маленького человека жизнь и волю к ней по капле, принуждая к подчинению и вкладывая в мозг отработанные родителями схемы и модели. На выходе после такого воспитательного процесса чадо готово к отделению от родительской семьи уже в старших классах средней школы. Подросток к этому возрасту обладает всеми необходимыми качествами, как то лидерские качества, амбиции, самоуверенность и гордость собой и за себя, умение видеть счастье в малом, но не довольствоваться им.
Молодые американцы относятся к сверстникам уважительно. Это же распространяется и на семьи в целом, и на незнакомых людей, педагогов, продавцов в магазине или на рынке, обслуживающий персонал. Наказание за такого рода проступки бывает весьма жёстким.
При этом дети совершенно лишены страха ошибаться. В них заложена идея, что неудачи - не шаг назад, а возможность иначе взглянуть на ситуацию и получить стимул к решению стоящей задачи. Поэтому тут, как и везде, воспитательные методики формируют по мере достижения определённого возраста человека с определёнными взглядами, целями, приоритетами и понятиями. Америка - прежде всего, а настоящий американец не может не быть лидером.