Герман Греф известен своими резкими высказываниями о низком уровне российского образования, необходимости реформы университетского менеджмента, катастрофической отсталости
отечественных школ и вузов в технологическом плане и растущей утечке мозгов.
Это вызвало неоднозначную реакцию среди учительского сообщества, родителей, журналистов. Что же именно вызывает недовольство председателя правления Сбербанка и что он предлагает изменить?
Чем Грефа не устраивает российское образование
Схема отечественного образования нуждается в переделке
Герман Греф предполагает рост спроса на квалифицированных профессионалов, получивших образование в топовых университетах, на опытных менеджеров и специалистов. Сохранится спрос на рабочие специальности, но их место займут мигранты (платить нужно меньше, а требования к условиям труда - ниже).
В самом неудачном положении окажутся те, кто занимал «средние» позиции: их заменят автоматизированные системы, а квалификации для перехода на более высокие позиции им не хватит. По мнению экономиста, система образования нуждается в реформировании на всех этапах - от детского сада до вуза.
Конкретные шаги Герман Греф предпринимает самостоятельно: он организовал Корпоративный университет Сбербанка, позволяющий специалистам банковской сферы повысить квалификацию, развить метанавыки, продвинуться по карьерной лестнице, а также стал одним из учредителей «Хорошколы» - инновационной
средней школы, где учатся дочери самого Грефа.
Будущее за онлайн-обучением
Эпидемия продемонстрировала необходимость развития дистанта. Просто перенести традиционные уроки в интернет недостаточно, отмечает Герман Греф. Для организации полноформатного онлайн-обучения необходимо перестроить саму систему, способы и технологии обучения.
А что на практике - как устроено обучение в «Хорошколе»? Особенности учебного заведения - стремление дать каждому ребёнку знания, которые нужны именно ему, обсуждение хода обучения с родителями, совместная работа детей в группах над заданиями и проектами. Участие школьника в выборе предметов способствует их лучшему освоению. Перевод подобного подхода на удалёнку показал свою результативность.
Если вам интересен контент, то поддержите автора и его работу по ссылке:
https://fantalks.io/r/nvorotny Наследие советской образовательной системы устарело
Как отмечает Греф, один из топ-менеджеров Сбербанка,
российская система образования унаследовала советский опыт: стремится вложить множество информации, сухих фактов, не подкрепленных практической ценностью, в головы детей. Большинство учителей, родителей, детей понимает, что знания за последние 30 лет настолько изменились, что традиционный набор информации по базовым дисциплинам нуждается в пересмотре.
Что вместо этого? Обучение в «Хорошколе» построено с учётом того, что ребёнок учится всю жизнь - образование должно быть интересно, учитель принимает во внимание возрастные особенности ребенка. Каждый ребёнок учится в своем темпе, эффективно работает в зоне ближайшего развития (посильно, доступно, с преодолеваемыми трудностями, при поддержке других).
Здесь сильна практическая направленность, возможность выбора способа и материалов для занятий. Принимая участие в формировании целей и планов, школьник берёт ответственность за результат, организовано взаимодействие учеников, учителей, родителей.
Ориентация на научные достижения и практику
Герман Греф - инициатор нескольких образовательных проектов, среди которых - благотворительный фонд «Вклад в будущее», «Корпоративный университет Сбербанка», стабильно входящий в мировой топ-5 корпоративных университетов. Фонд ориентирован на создание системы образования, объединяющую науку и практику, связанную с бизнесом, формирование междисциплинарных связей.
Корпоративный
университет применяет формат «Лидеры учат лидеров»: практика и бизнес объединяются, чтобы научить перспективных молодых специалистов необходимым навыкам, позволяя добиться повышения. Топ-менеджеры высшего и среднего звена работают с линейным персоналом, развивая корпоративную культуру.
В университете преподают эксперты мирового уровня, члены Правления, ключевые руководители Сбербанка, преподаватели ведущих бизнес-школ/провайдеров России, мира.
Отток лучших умов
Лучшие специалисты уезжают за границу, считает Греф, потому что здесь для них нет подходящих условий для развития карьеры и образования.
Как остановить «утечку мозгов»? Создавать условия для обучения и работы. Школа, открытая Грефом, спроектирована таким образом, чтобы дополнять образовательную модель. Широкие коридоры, живые деревья, просторный атриум, пространство высотой в четыре этажа, трансформируемые перегородки в классах, гибкость и адаптивность планировки под учебные задачи.
Высокие технологии применяются в процессе обучения - школьники получают digital soft уже в школе. Большое внимание уделяется также развитию лидерских, коммуникативных, адаптивных навыков.
В своем современном виде российское образование не удовлетворяет Германа Грефа, и банкир решил, что единственный способ сделать что-то хорошо - сделать это самому. Каким будет его следующий шаг? Открыть собственный современный университет?