Несвятые 90-е для многих были эпохой открытий - причём не только географических. Наряду с Турцией, Грецией и Египтом россияне совершали открытия в экономике, социальной сфере, потребительских вопросах.
Ещё вчера обладатели самого закрытого и бесполезного советского паспорта начали ездить за границу работать и отдыхать, а на родине без каких-либо ограничений открывали для себя продуктовые магазины, словно сошедшие с экрана голливудских кинокартин. Многие товары из этих магазинов сейчас ушли в прошлое, другие превратились в нечто рутинное и обыденное. А тогда мы искренне удивлялись и радовались!
Растворимые «соковые напитки» Yupi, Invite и Zuko
Порошковые составы, которые при контакте с водой с шипением и лёгким цветным дымком превращались в сладкий и весьма насыщенный вкусный состав со вкусом фруктов или ягод, были первым импортным продуктом, который мгновенно получил тотальное распространение. Хранить их было удобно, места товар занимал мало. А детям нравилось.
Второй составляющей успеха был тот факт, что нравился напиток не только детям: дешёвый химический суррогат стал отличным дополнением для коктейля на основе безродной водки или этилового спирта. Многие бросали порошок прямиком в алкоголь, что вызывало непередаваемые ощущения и часто провоцировало, кхм, радужные потоки.
Соки и вино в тетрапаках
Венгерская марка продуктов в тетрапаках появилась в России одной из первых и конкурировала с российской маркой J7, более известной как концерн «Вимм-Билль-Данн» (сейчас принадлежит
американцам из Pepsi Co), а вот венгров импортировала сибирская фирма «Нидан».
Помимо соков, в такой же упаковке с другим рисунком реализовывали ещё и вино. Бывало, что родители, покупавшие соки для детей и не пробовавшие их сами, совершали ошибку, а потом сильно удивлялись, почему это ребёнок так легко заснул после двухсот граммов виноградного «сока»!
Древесные грибы
Чаще всего новинки приходят вместе с общественным питанием. Когда-то листочки водорослей нори или красный имбирь в маринаде встречались только в японских ресторанах с соответствующим меню, а сейчас продаются в магазинах в картонной или пластиковой упаковке.
Восточнее Урала, особенно в Сибири, были популярны засушенные китайские грибы муэр. В упаковке размером чуть больше коробка спичек находился крошечный чёрный брикетик, который, попав в воду, стремительно раздувался, а затем распадался на внушительную жменю чёрно-серых грибов, которые можно было обжарить самостоятельно или в компании с картошкой.
Спирт в киосках
Изменился бизнес - поменялись и способы быстро заработать пару сотен рублей в случае острой нехватки. В 90-х наиболее распространённым был заработок грузчика на железной дороге. Потом всё то, что проходило через мозолистые руки школьников и студентов во время таких ночных смен, попадало в магазины или коммерческие ларьки.
Среди прочего очень популярными были спирты в стеклянных бутылках объёмом в литр: самым известным был голландский «Роял», но у него были десятки братьев и сестёр с более или менее яркими этикетками.
Делали бутылки из тонкого стекла, поэтому любые погрузочные операции сопровождались нещадным боем. Этим пользовались опытные грузчики, всегда имевшие возможность припрятать в укромном месте бутылку-другую, которые затем списывали на «битую тару».
Водка в странной упаковке
Помимо спирта, была ещё водка в нестандартной упаковке. К примеру, марка «МакКормик» производила разлив спиртосодержащей продукции в полиэтиленовые бутылки. У них было серьёзное преимущество, которое заключалось в том, что тара была небьющейся.
Другим необычным вариантом был разлив в банки, сделанные из алюминия или стали. Названия у них были очень впечатляющие, как и дизайн. А вот содержимое было такого отвратительного качества, что чаще всего всё заканчивалось отравлением.
Шоколадные батончики
Этот продукт пришёл в страну одновременно с капиталистической системой. Представлялось очень необычным, причём не только для детей, но и даже для вполне взрослых и состоявшихся людей.
Многообразие вкусов постепенно сошло на нет, большая часть доступных в Западной Европе и США батончиков с фруктовой начинкой в Россию не возят.
Лапша быстрого приготовления
Ещё до того, как отечественные рынки покорили «Роллтон» и «Доширак», в страну стали привозить такую же лапшу из
Китая. Сначала это были самые дешёвые марки, продававшиеся по эту сторону границы за небольшие деньги, но всё равно со значительной наценкой.
Русского и даже английского текста на них не было, поэтому многие совершали страшную ошибку, воспринимая пакетик с приправой, хранящийся внутри упаковки, за самостоятельный продукт. Кто-то пытался заваривать его в качестве чая, другие пытались отварить наподобие супа, но отдельно от лапши. В результате получался солёный и пряный бульончик - и совершенно пресные, слипшиеся и неудобоваримые макароны.
Призы в упаковках
Ещё одна история из девяностых - призовые упаковки привычных продуктов, пришедшие на смену билетам моментальных и почти беспроигрышных советских лотерей. Все заглядывали под крышки, обдирали этикетки с пластиковых бутылок, охотились за кодами и волшебными словами на бумажках из пакетов с привычными бутылками газировки, печеньями с фургоном и тому подобной радости.
Нельзя сказать, что всему этому настал конец. Ещё совсем недавно, до разгула коронавирусной инфекции, дважды в год «Кока-Кола» и PepsiCo запускали акции с крышками и кодами, а взамен раздавали футбольные мячи, бейсболки, наушники и тому подобную копеечную радость.