Брекзит спустя год: пошло ли это не пользу Великобритании?

Jan 12, 2023 12:00


Некоторое время назад британцы начали жить самостоятельно: Евросоюз отпустил одно из государств-основателей на вольные хлеба. Тогда, в преддверии этого события, сторонники выхода обещали сахарные горы и кисельные берега, а противники - изоляцию и кризис.





На чьей стороне оказалась правда?

Строго говоря, всё было решено ещё в июне 2016-го, когда 52% жителей островов поддержали независимость. После этого в стране сменились уже четыре премьера и две правящие коалиции, пока наконец соглашение не было подписано и не вступило в силу, положив конец самому серьёзному британскому политическому альянсу современности после НАТО.



Переходный период подошёл к концу полтора года назад, однако многие экономические частности ещё сохраняют действие - частью на основе принятых договорённостей, частью потому, что коронавирус не пощадил ни Британию, ни Европу.

Однако первые выводы можно сделать уже сегодня. Давайте их выскажем - и обсудим.

Дефицит по эту сторону социализма

После выхода из ЕС Великобритания узнала, что такое дефицит. Кроме шуток - на магазинных витринах время от времени пропадают фрукты и овощи, сыры и вина, периодически возникает нехватка запчастей для автомобилей и строительных материалов.



Пустые полки в Британии

Не хватает даже привычных гастарбайтеров из Польши, Румынии и других восточных и юго-восточных стран: общий рынок, непременной частью которого было всё это, тоже остался по ту сторону ленточки.

При этом 54% продуктов в Англии - импортные, из них 62% - европейские, да и по остальным категориям Европа была и остаётся наиболее важным партнёром островов по внешней торговле. При этом в Северной Ирландии, которая осталась в едином таможенном пространстве ЕС, таких проблем не наблюдается.

Всё это сказывается не только на качестве потребления, но и на экономике как таковой - по различным подсчётам, Соединённое Королевство на пятилетнюю перспективу не досчитается 4-7% роста экономики. То есть, в отрыве от фактора нефтяного кризиса, страна и общество по-прежнему будут развиваться, но заметно медленнее.



Причин тут много, а основных две:

  1. Импорт капиталов и рабочей силы сжимается, многие недорогие радости прошлого там и остались. Возможно - навсегда;
  2. Экспорт тоже сокращается, ведь с выходом из общеевропейского рынка Великобритания потеряла колоссальный рынок сбыта готовой продукции. И ничем другим это заменить не получится, никакие разговоры о Британском Содружестве в качестве соразмерной альтернативы рассматривать всерьёз не получится.

В целом барьеры Брекзита в торговых вопросах обходятся стране в 13 миллиардов фунтов, или 15% товарооборота.

Повышение налогов

Одним из наиболее важных аргументов сторонников Брекзита была суверенизация: дескать, с какой стати гордая Британия должна платить взносы в ЕС? Джонсон прямо говорил: мы платим 350 миллионов фунтов, и предлагал потратить их на нужды медицины.



Правда, вместо этого почему-то эти деньги собираются в виде налогов, и сменщик Трасс и Джонсона, малоизвестный пока индус предложил повысить налоги. По идее это должно перекрыть потери от Брекзита - и только.

Победитель эмигрантов

Пожалуй, одно из немногих направлений, где удалось добиться успеха - ограничение миграции. Приехать в страну и просто жить теперь нельзя; для этого необходимо найти работу с хорошей оплатой в течение 90 дней. Не нашёл - возвращаешься обратно.



При этом число нелегалов, пересекающих Английский канал вплавь или на утлых лодках, увеличивается, а урожай гниёт на корню, но граница закрыта, и никто ей не угрожает. В сущности, угрозы не было и раньше, но у Кэмерона и его последователей глаза велики.

Вот только идеологическую линию выдержать не удаётся:

  • Водители и сотрудники боен получили право на упрощенку наравне с сотрудниками высокотехнологичных предприятий;
  • Ответные меры Евросоюза, ведь не только англичане любят защищать свой внутренний рынок и рассуждать о том, что всё заполонили и захватили иностранцы, которых нужно выслать и запретить работать. Почти все европейские государства ответили тем же, и теперь британские консалтинговые агентства и строительные фирмы, музыканты и артисты вынуждены получать дорогостоящее разрешение на работу. По оценкам представителей отрасли, потери для одних только лейблов составят свыше сотни миллиардов фунтов.
Единство или объединение?

Выход Великобритании из ЕС ударил не только по доходным статьям бюджета, но и по политическому единству нации: шотландцы и ирландцы подумывают о том, чтобы расторгнуть унию с английской короной.

В частности, в шотландской части королевства в местном парламенте взяли верх шотландские же националисты; они подумывают о том, чтобы расстаться с Великобританией, потому что в Эдинбурге недовольны тем, что львиную долю налогов забирает Лондон (в Шотландии много автосборочных и судостроительных заводов, не говоря уже о нефти).



Ирландия тоже недовольна, в особенности Северная. В этой части острова годами бушевала гражданская война, одним из условий прекращения которой стало снятие границ с собственно Ирландией, членом ЕС. Пока Британия была членом Союза, проблем не было.

Теперь же, после повторного введения границ, правительство стоит перед непростым выбором: оставить всю страну в таможенной зоне или провести границу по Ирландскому морю, разделяющему части Соединённого Королевства.



Премьер министр великобритании Тереза Мэй

Мэй отказывалась подписывать соглашение. Джонсон согласился, заявил, что внутренние границы - это очень круто, и заявил, что он молодец. ЕС, впрочем, как оказалось, был вполне серьёзен и требует оформлять внутреннюю таможенную границу.

А Джонсон обещал: никаких проверок. Поэтому начались бесконечные раунды переговоров, попытки пересмотреть соглашение задним числом, бегство Фроста из команды и капитуляция.

А что с политикой и экономикой на мировой арене?

Выход из ЕС заявлялся как избавление от уз евробюрократии в сочетании со значительной экономией. Что же англичане выиграли? К примеру, достигнуто соглашение о поставках новозеландской говядины и свинины, но фермеры страны наверняка рассчитывали на нечто иное.



В то же время ни одного серьёзного соглашения, компенсирующего экономические потери, достигнуто не было, ни один новый рынок не открыт. А вот европейский утрачен навсегда (или очень надолго). В лучшем случае речь будет идти о двухсторонних соглашениях между странами с условиями, аналогичными тем, что имели место быть в рамках ЕС.

А новые договоры с партнёрами полны уступок, на которые прежде часть могучего объединения с 0,5 млрд человек населения никогда бы не пошла. При этом возможность создания ЗСТ с США пока не может быть обсуждена, коль скоро не решён вопрос Северной Ирландии. Плюс экономика США в разы больше британской, а в торговых переговорах этот вопрос имеет принципиальное значение.

Строго говоря, едва ли теперь Великобритания имеет моральное право «держать» за собой место в Совбезе ООН: её роль в мировой политике заметно меньше Японии, Германии или даже Бразилии. Даже в европейских делах позиция этой страны имеет всё меньшее значение.

европа, политика, налоги, бюджет, интересные факты, финансы, великобритания, экономика

Previous post Next post
Up