После распада СССР в наследство россиянам достался огромный пласт имущества, возможностей и преимуществ: от неплохого по качеству жилого фонда и системы здравоохранения до средних по качеству, но многочисленных учебных заведений.
А также дорожная сеть, аэропорты, несколько объектов метрополитена и многое другое. Всё это дополнялось второй по силе армией в мире, огромным ядерным арсеналом, военно-морским флотом, присутствующим во всех пяти океанах и Средиземном море, а также амбициями и мечтами о светлом будущем.
Всё это с переменным успехом вывозило страну в 90-х, пока жива была прежняя модель хозяйствования и советские по сути своей законы. Оно даже пережило первую залоговую приватизацию, когда активы были за бесценок проданы и переданы близким к Ельцину олигархам. Но второй такой же Боливар уже не выдержал - и система посыпалась, достигнув предела прочности.
Способно ли государство сегодня вернуть себе импульс развития, чтобы восстановить всё это, а также поддерживать достаточный для развития уровень и впредь? Попробуем разобраться.
И дураки, и дороги…
Не так давно новосибирский мэр коммунист Анатолий Локоть посетовал, что дороги в подведомственном ему городе пришли в полнейшую негодность. Причина проста: недостаточность выделенных на ремонт средств. Якобы за пятнадцать лет чинили не больше 6-7% от того, что было необходимо.
Оставим в стороне тот факт, что Локоть правит столицей Восточной Сибири уже 5 лет и отчасти сам ответственен за этот беспорядок. Взглянем на цифры. Утверждается, что в прошлом году на восстановление дорожного покрытия израсходовали два с половиной миллиарда.
Если предположить, что это и есть искомые 6%, то для полной реконструкции транспортных артерий потребуется примерно полсотни миллиардов рублей.
Внушительно - хотя по факту речь идёт от 700 миллионах долларов, что для города с полуторамиллионным населением не такая уж колоссальная сумма. По оценке экспертно-аналитического управления партии «Яблоко», стоимость километра двухполосной дороги в Новосибирской области составляет 12-15 млн. рублей.
Израсходованные только в прошлом году деньги позволяли починить 200-220 километров дорожного покрытия! А что было сделано? По данным контрольно-счётной палаты, починили лишь 25 километров плюс провели 8 км новой дороги - притом без тротуаров. Где деньги, Зин?
Космос отложили в долгий ящик
Ещё одно - космическая программа, вернее, её фактическое отсутствие. Первыми побывав в безвоздушном пространстве, мы безнадёжно отстали и утратили своё преимущество не только перед
США, но и в сравнении с
Китаем. Недалёк тот день, когда
Россия будет бороться за крохи со стола этих первоклассных космических держав,
Индии, ЮАР и Бразилии с
Францией. Ведь ни для кого не является секретом то, что до сих пор Роскосмос применяет для запусков движки типа «Союза», разработанные ещё при жизни Сергея Павловича Королёва, а затем лишь многократно усовершенствованные.
По количеству запусков в год наша страна откатилась на третье место. Всё более чётко вырисовываются перспективы частного космоса. На этом фоне грязные и глупые инсинуации путинского решальщика космических вопросов Димы Рогозина выглядят нелепо и кощунственно.
Помните батут? Вскоре после утопленной таксы руководитель отечественных космических программ грозился, что НАСА придётся запускать астронавтов на батуте. Батут, как верно подметил Илон Маск, работает.
А вот Роскосмос не особо. Недавний запуск модуля «Наука», что откладывался больше двадцати лет, тому подтверждение. То у них болты летают, то собаки лают, то руины говорят. А потом самопроизвольное вращение МКС начинается без всяких на то оснований - просто чтоб было.
Подводя черту, следует признать: мы нарастающими темпами отстаём в собственном развитии от Европы, США и
Японии. Всё более насущной кажется необходимость новых перестройки и ускорения, чтобы ликвидировать это отставание. А непременным условием подобных реформ следует считать либерализацию политической и экономической жизни наравне с курсом на уважение к человеку.
Если государство не сменит приоритет и не увидит человека с его надеждами и чаяниями, стране, считай, пришёл конец.