Каждая девочка на Руси с детства готовилась к замужеству и семейной жизни - общество было строго патриархальным. С малых лет девочки учились у мамы вести домашние дела, запоминали мудрости, переходящие из поколения в поколения, и становились в итоге отличными хозяйками.
Однако даже самых добросовестных стараний девушек иногда не хватало для того, чтобы мужчина принял решение стать ее суженым. Традиционные обычаи русского народа подробно рассказывают о том, что девушкам мешало найти вторую половинку.
Физические и внешние дефекты
В народе вниманием обделялись девушки с явными внешними особенностями: родинками, родимыми пятнами, шрамами или косыми глазами. Считалось, что подобные «отметины» на девушке оставил дьявол - мол, если взять такую девушку в жены, в семье обязательно случится несчастье.
Часто без мужей оставались девочки с физическими недугами, например, хромые. Причиной непринятия невест с таким недостатком является практичное отношение к девушке: хромая жена не сможет приносить столько пользы в хозяйстве, как здоровая и полная сил, а значит, венчаться с ней не стоит.
Стараясь обхитрить жениха и любой ценой выдать не подходящую под все стандарты дочь замуж, семьи часто прибегали различного рода хитростям и уловкам: во время смотрин заменяли кандидатку на другую девушку, лишенную порицаемых в обществе недостатков, маскировали родинки или скрывали лица невесты фатой. Иногда это удавалось, и даже если новоиспеченный муж после свадьбы обнаружил правду, которую от него скрывали, он скорее был готов смириться со своей неосторожностью, чем требовать расторжение брака, выставив себя в плохом свете.
Излишнее упорство и незаурядный ум
Русские мужчины по большей части ценили в невесте «умноту» - умение знать свое место и не прекословить мужу. Невеста, готовая принять любое решение будущего мужа, с большей вероятностью успешно выйдет замуж, чем та, кто часто спорит и хочет навязать свою точку зрения.
«Больно умных» подозревали в связях с ведьмами и старались избегать, отдавая предпочтение послушным, но в то же время веселым невестам, которые станут добрыми хозяйками и будут способны развеселить гостей танцами и бойким нравом.
Невеста-бесприданница
Приданое невесты ценилось во все времена русского общества. Чем обширнее оно было, тем охотнее семья жениха рассматривала кандидатуру. Изначально со стороны невесты высоко ценилось вещевое приданое: в общий семейный «бюджет» приносили бытовые инструменты, ткани, посуду или одежду. С течением времени вектор сменился на деньги - хорошим приданым считалось то, где был слышен громкий звон монеты.
Невеста с бедным приданым или вовсе без него часто оставалась не у дел, несмотря на все свои положительные качества, которые отходили на второй план, когда речь заходила о финансах и благополучии будущей семьи.
Бесплодие
Больше всего будущие мужья боялись, что брак будет бесплодным и их род завершится. Если невеста окажется неплодоносной, в некоторых областях Руси она осталась бы в девках. А девица, уже имеющая ребенка, имела очень высокие шансы стать замужней.
Подобный критерий часто считают противоречивым, ведь по православной вере жениху следует искать целомудренную, «безгрешную» невесту. Следуя этому принципу, большинство молодцов при выборе невесты часто обращали внимание на то, есть ли в ее семье замужние сестры с детьми. Если таковые имелись и девушка понравилось юноше, то брак, вероятно, состоялся бы.
Великовозрастность
Возраст замужества на Руси начинался примерно с 12-13 лет, но в основном замуж выходили девушки в 18-20 лет. Столь большой разрыв связан с расходящимися интересами семей: одни желали как можно быстрее привести в свой дом новую работницу, способную трудиться не покладая рук и быть поддержкой мужа, другие надеялись как можно дольше удержать дочь в отчем доме, чтобы она помогала следить за хозяйством.
Как итог, из-за того, что интересы семей не сходились, девушка часто оставалась незамужней уже после 20 лет, что давало ей статус «перестарки». Великовозрастных для замужества девушек обходили стороной, считая, что, если она в таком возрасте не смогла никого заинтересовать, то вовсе не заслуживает стать чьей-либо женой. Никто не брал в учет, что девушка стала заложницей воли родителей, не хотевших отпускать ее до последнего.
Статистика показывает, что в некоторых губерниях Российской Империи незамужних женщин возрастом от 20 до 30 лет было около 30%.
Лень и неумение вести хозяйство
Отношение к замужеству на Руси сильно отличалось от современного. Если сейчас для мужей жена является опорой и поддержкой, которая хоть и может, но вовсе не обязана насильно выполнять бытовые задачи, то в прошлом женщина, вышедшая замуж, по большому счету являлась дополнительной парой рабочих рук.
Высоко ценились девушки, которые научились прясть, вязать, ухаживать за скотом, которые не устают, посвящая все свободное время дому.
Вниманием обделяли девушек, которые не сумели или не захотели развить в себе хозяйственность, обрекая их на одиночество и пожизненную работу в родительском доме. Правда, ситуация могла измениться, если к невесте будет «приложено» хорошее приданое, которое позволит ей не так уж сильно утруждаться.
Хрупкое телосложение
Женщина, идущая замуж с расчетом, что она будет хорошим подспорьем в работе дома и на поле, должна была обладать крепким и дородным телом. Если женщина была физически развита, это говорило о том, что она здорова и знакома с тяжелой работой, сможет принести здоровое потомство. Большим успехом пользовались девушки, готовые к постоянным физическим нагрузкам.
Обращая внимание на размеры ног и рук, свахи определяли, какая девица «годится», а какая - нет. Стараясь обхитрить жениха, невеста могла надеть лишнюю пару-другую чулок, чтобы ноги казались крепче и больше.
Марфуша из «Морозко»
Помимо верной помощницы и хорошей матери, жених искал и верную, добрую девушку, к которой будет приятно возвращаться домой после трудного дня. Веселая и добрая жена всегда примет, обласкает и накормит - злая же напротив, оставит приход мужа без внимания, не удостоив его даже ужином.
Женихи старались не выбрать девицу, единственной целью которой будет круглосуточно сидеть у зеркала, поговаривая «хочу, хочу, хочу!», которая не желает заниматься обязанностями, возложенными на нее при женитьбе.