Всем родителям хочется, чтобы их ребенок учился в школе лучше других, хотя бы по отдельным предметам. Но какие планы в Министерстве Просвещения?
Двойные стандарты
Министерство Просвещение высказало идею о том, что талантливых и успешных учеников необходимо оценивать иначе, нежели других, менее успешных. Директор департамента госполитики и управления в сфере общего образования Минпросвещения, Евгений Семченко высказал мысль, что высокие результаты детей на школьных олимпиадах можно засчитывать в качестве оценки по конкретному предмету.
Он уверен, что детям с выдающимися способностями неинтересно на школьных уроках.
Для этих детей Министерство просвещения надеется сократить или дать возможность пересчитывать те или иные учебные достижения, полученные на референтных процедурах - Всероссийской олимпиаде для школьников или перечне вузовских олимпиад, которые не вызывают сомнений, особенно олимпиады первого уровня.
Уже существующее разделение
Разделение классов на успешных и отстающих уже встречалось в истории нашей страны - в ранний советский период, когда разница в образовании и способностях детей из разных социальных слоев была просто колоссальной. Затем всё это исчезло, но в последние десятилетия проявляется вновь.
Более дорогие гимназические классы в государственных школах, где естественно-научные или гуманитарные предметы изучаются более глубоко. Чаще всего, отборочных экзаменов в такие классы нет, все ограничено средствами и возможностями родителей.
Кроме того, был создан замечательный летний лагерь Сириус, куда могут быть направлены только самые успешные ученики школ, победители олимпиад и отборочных испытаний. Таких детей ждет специально подготовленный комплекс, а также педагоги и вожатые.
Однако и здесь система сталкивается с тем, что школы для повышения рейтинга приписывают и завышают оценки отдельным ученикам, чтобы они отправились в этот лагерь и тем самым повысили рейтинги школы. Остается загадкой, каким образом школа определяет ребенка, на чью долю выпадут сертификаты и победы в школьных конкурсах.
Изменение сроков
Уже ранее в Министерстве науки и высшего образования сообщали об изменении сроков проведения финалов олимпиад для школьников. Согласно проекту ведомства, интеллектуальные состязания должны были пройти до 30 апреля, а до 15 мая должны быть опубликованы списки призеров и победителей. Это сделано для того, чтобы данные о достижениях как можно раньше попали в информационную систему вузов.
В прошлом году состязания проходили вплоть до 31 мая. Это означает, что теперь у школьников и их родителей будет две стратегии обучения в школе. Подготовка к ЕГЭ и сдача его на максимально высокие баллы или же упор на олимпиады по необходимым предметам и попытки выиграть на всех этапах. Ведь призеры и победители Всероссийской олимпиады школьников имеют преференции при поступлении в вузы, вплоть до зачисления без вступительных испытаний.
Резюме
В любом случае, вне зависимости от выбранной родителями стратегии, придется оплачивать репетитора по подготовке к ЕГЭ или курсы подготовки к олимпиадам, это потребует немалых финансовых вложений в даже талантливого и способного ребенка. А значит, далеко не всем талантливым ребятам родители смогут обеспечить такую возможность.
Всё это означает новое социальное разделение на этот раз детей - на успешных и менее успешных, которые вынуждены обучатся на среднем уровне, получать средние знания и, в дальнейшем, средне сдавать экзамены и поступать в средние университеты и колледжи. Такая перспектива устраивает далеко не всех родителей, однако вероятность изменений в лучшую сторону невелика.