Летом 2022-го года между Москвой и Тегераном был заключен договор о сотрудничестве, по которому Иран будет продавать в
Россию детали для самолетов и заниматься ремонтом российских воздушных бортов.
Однако Иран - это страна, которая находится под санкциями западных стран почти 5 десятилетий, и у многих возник вопрос, как иранские производители смогут вывести Россию из кризиса авиации, если их страна сама испытывает серьезные проблемы.
Российский авиационный кризис возник из-за европейских и американских санкций, введенных после СВО, начавшейся 24 февраля 2022 года. Теперь страны Евросоюза и
Соединенные Штаты не будут продавать в Россию детали для самолетов и заниматься починкой российских авиалайнеров на своей территории.
В связи с этим Россия решила начать сотрудничать с Ираном: в договоре прописано обязательство Тегерана поставлять новым партнером иранское оборудование и оказывать техническую поддержку самолетов, прибывших в страну из России на ремонт.
Такое партнерство многим показалось необычным и удивительным, ведь сам Иран также находится под санкциями, которые не дают им возможность покупать самолеты Европы и США, а также отправлять свои воздушные лайнеры на ремонт в страны, наложившие ограничения.
Что происходит с авиацией в Иране?
Серьезные санкции против Ирана начали вводить с 1979 года, когда на территории страны началась Исламская революция. В 2015 году Иран заключил сделку с Россией, США и другими странами, входящими в Совбез ООН. По условиям договора Иран взял обязательство свернуть ядерную программу, благодаря чему со страны начали снимать санкции.
Восточное государство начало закупать иностранные самолеты и заключило сделку о приобретении около 200 импортных авиалайнеров, а в 2017 году Иран заявил о намерении самостоятельно производить детали для приобретенного транспорта и обслуживать его в местных мастерских.
Период свободы Ирана от санкций продлился недолго: в 2018 году тогдашний президент США Дональд Трамп заявил о выходе из договора 2015 года, после чего санкции снова вернулись в Иран.
На данный момент гражданский авиапарк страны почти полностью состоит из зарубежных самолетов «Боинг», АТР и «Эйрбас». Многие из импортных бортов произведены в начале века и в конце предыдущего столетия. Местный авиапарк испытывает серьезную нехватку нужных деталей для самолетов.
В 2021 году стало известно, что половина воздушного транспорта, которым располагает Иран, не может перевозить пассажиров из-за нехватки двигателей и других деталей. Однако сейчас глава гражданской авиации страны заявил, что Иран обрел самодостаточность в продаже деталей для самолетов и их починке.
Где Иран взял детали?
В документе, подписанном двумя государствами, точно не указано, какие запчасти стали предметом сделки. Однако стороны заявляют, что иранские технопарки стали производить многие комплектующие и детали, подходящие для ремонта заграничных самолетов.
Производством запчастей занимаются частные фирмы, финансируемыми государственным аппаратом. Номенклатурой, договорами о поставке и финансами занимается государство, а производят комплектующие частные компании.
Остальные запчасти для «Эйрбасов» и «Боингов» попадают в Иран путем параллельного импорта - метода, которым хочет начать пользоваться Россия для многих поставок. У иранцев же нет юридических проблем с деталями, ввозимыми в страну по этому принципу.
Иранские эксперты уверены, что способны нарастить темпы параллельного импорта на 50-100% и полученные комплектующие для самолетов передавать российским технопаркам. Российские авиакомпании получили от Ирана предложение поучаствовать в налаживании новых каналов поставок.
Ранее российские сервисные компании, занимающиеся ремонтом самолетов в России, сами обращались к иранским представителям авиационной отрасли, чтобы те взяли на очередь ремонт российских самолетов, а также занялись разработкой каналов, по которым Россия будет получать необходимые комплектующие.
Некоторые эксперты в области рассматривают подписание договора не с позитивной точки зрения. Главный научный сотрудник факультета международных отношений и экономики Российской Академии Наук заявил, что создание сделки вызвало больше вопросов, чем дало ответов. Алексей Малышенко опасается, что большая часть сотрудничества не будет иметь официальный характер, а будет сначала идти лишь на уровне компаний, позже получая подтверждение государствами.
Занимается ли Иран производством самолетов?
На данный момент иранские авиапарки не имеют собственных самолетов. Страна несколько раз пробовала наладить производство воздушного транспорта, наиболее известным случаем является попытка сделать самолеты Iran-140. Лицензия на производство была взята у Украины, и Иран планировал производить у себя копии АН-140. Производство запустилось в 2001 году, но страна успела выпустить только 10 моделей иранских авиалайнеров.
История создания «Иран-140» закончилась в 2014 году после нескольких крушений этих самолетов, принесших много человеческих жертв. В августе упал самолет, на борту которого было 38 человек. После катастрофы бывший президент Ирана Хасан Рухани отдал приказ о заморозке производства самолетов. Позже выяснилось, что первые образцы самолета выходили из строя уже во время испытательных полетов.
Зимой прошлого года Организация гражданской авиации Ирана заявила, что оставшиеся самолеты «Иран-140» будут использовать для грузоперевозок в военной отрасли, а страна начнет производство пассажирских бортов на 100 мест. В июне 2022 года новый президент поручил заняться производством восьми пассажирских самолетов, рассчитанных на 72 места. Предполагается, что строительство транспорта завершится через несколько лет.
Зачем Россия закупает детали у Ирана?
Санкции, введенные против России, запретили странам Европы сдавать в аренду самолеты на российский рынок. Теперь европейские компании не дают самолеты в лизинг, не занимаются ремонтом и страховкой бортов, прилетающих из России.
Россия должна была вернуть в Европу все 515 самолетов, которые были у нее в аренде. Однако местные авиакомпании заявили об отказе возвращать 400 арендованных бортов.
Власти европейских государств, которые не получили назад свои самолеты, аннулировали для арендованных самолетов сертификаты летной годности, а без этих документов самолеты не могут подниматься в небо и садиться в аэропортах других стран. Россия же разрешила перевод этих самолетов в реестр воздушного транспорта без согласия иностранных производителей сертифицировать их.
Чтобы обслужить и иметь возможность ремонтировать 400 самолетов, российской авиации необходимо сотрудничество с Ираном, способным обеспечить страну необходимыми комплектующими.