Раб и крепостной - категории зависимого состояния, не имеющие личной свободы и находящиеся в собственности другого человека.
Отождествление североамериканского невольника и русского крепостного крестьянина восходит к ХVIII веку. Знаменитый путешественник из новой столицы в древнюю Александр Радищев назвал крепостных рабами, однако уже тогда сравнение вызывало недовольство.
Радищеву возражал Пушкин, твердивший, что крепостные крестьяне не рабы вовсе (убедительных аргументов он не представил, но как не верить на слово солнцу русской поэзии?).
Сегодня исследователь истории из
США Пол Колчин провёл фундаментальное исследование этих форм зависимого труда и утверждает, что со второй половины XVIII столетия крепостное право по российскому рецепту превратилось в вид рабства.
История рабства
Первые записи о рабстве относятся к V тыс. до н. э. в Древнем Шумере. Расцвет рабовладения пришёлся на римское владычество и начал угасать в раннем Средневековье, когда ему на смену начало приходить крепостничество.
Первично появление рабовладения совпало по времени с переходом от кочевнического образа жизни к оседлому земледелию: если до этого пленных убивали сразу в религиозных или пищевых целях, то теперь их встраивали в государственный механизм, используя в строительстве, полевых работах, добыче металлов или камня, постепенно ухудшая положение и низводя до описанного философом древнего Рима Вароном положения «говорящего инструмента».
На Руси происходили аналогичные процессы: в VII -VIII веках появились закупы (люди, продававшие себя в личную зависимость) и холопы. В это время крестьяне имели право менять место жительства, а договоры были срочными (от слова «срок», а не «срочный»).
Правда, с XV до середины XVII веков положение крестьянства заметно ухудшилось. Особенно разительные перемены произошли с момента введения в 1649 году нового Соборного уложения , запретившего изменять место проживания и признавшего имущество и хозяйство собственностью помещика, землевладельца.
К середине XVIII века законы императорской
России окончательно закрепостили крестьян, превратив их в аграрных рабов для имперской сельхозиндустрии: они более не имели имущества, права на личную свободу, частную собственность.
А «Свод законов о состоянии людей в государстве», датированный 1833 годом, юридически закрепил рабский статус, наделив помещика правом судить и наказывать свою дворню и крестьян, распоряжаться их личной жизнью, в том числе правом вступления в брак (известен случай, когда Суворов построил дворню в две шеренги - слева парни, а справа девушки - и поженил всех по росту), получения наследства.
Людей стало возможно без ограничений продавать, менять, проигрывать в карты, а убийство стало обыденным делом - дело барыни Салтыковой, кровавой Салтычихи, было скорее нормой, чем отклонением.
Много лет доносы крестьян оставлялись без внимания, замалчивались и игнорировались, пока, наконец, на историю не обратил внимание другой дворянин - он-то и дал ход жалобе.
Юридические отличия
Крепостной привязан к собственности
Институт крепостничества появился в Европе в Xi -XII веке нашей эры и представлял собой форму отношений между владельцем земли и его арендатором, попавшим в форму личной наследственной зависимости. Изначально крепостных нельзя было продавать (однако, к концу XVIII века в России и чуть раньше - в Австро-Венгрии и
Германии, от этого ограничения ушли).
Фактически это были арендаторы земли первого уровня: их права ограничивались работой на арендованной земле и проживанием. Взамен от сеньора человек получал защиту во время конфликтов, суд (более или менее справедливый) и право жить на земле.
Впоследствии крепостные потеряли право сменить владельца и уйти с возделываемой земли - были прикреплены к ней. Однако даже тогда у крестьян не было хозяина - лишь господин.
Крепостных со временем тоже стало можно продавать, но на официальном государственном уровне никто и никогда не ставил под сомнение тот факт, что крепостной крестьянин или рабочий - человек.
Интересно, что это был английский закон, который закрепил запрет на продажу и покупку земли с крепостными, когда крепостные не участвовали в сделке. Покупатель не мог «избавиться» от крепостных в течение 1 года и 1 дня после покупки (и то только с одобрения властей). Власти, как правило, не одобряли, потому что государственная политика сочла бы это подрывным для общества.
Раб и есть собственность
Раб по закону является движимым имуществом - собственностью, находящейся в свободном владении лично владельцем. Он ничем не отличается от кресла хозяина, чашки для питья или пачки жевательной резинки.
В качестве движимого имущества раб может быть продан, куплен, подарен, завещан бенефициарам владельцем, унаследован наследниками владельца, назначен, выброшен на улицу, освобождён и даже убит - и все это усмотрение собственника.
Следует отметить, что английский закон, требовавший страховать рабов в качестве груза во время морских перевозок, был принят в XVI веке и отменен лишь в 1783 году, за 20 лет до запрета англичанами трансконтинентальной работорговли.
Противоположности притягиваются
Отмена русского крепостного права в 1861 году и американского рабства в 1865 году изменила обе нации, поскольку русские крестьяне и афроамериканцы получили новые права как подданные и граждане.
Во второй половине долгого XIX века американцы и русские откликнулись на эти социальные трансформации посредством поражающего воображение множества новых культурных произведений.
Анализируя изображения афроамериканцев и русских крепостных на картинах маслом, рекламных брошюрах, в художественной литературе, поэзии и документах, хранящихся в американских и российских архивах, исследователь университета Чикаго Аманда Брикелл Беллоуз утверждает, что эти широко распространённые изображения сформировали коллективную память о рабстве и крепостном праве, повлияли на развитие национального самосознания и формировали общественное мнение, поскольку крестьяне и вольноотпущенники стремились реализовать свои вновь обретённые права.
Признавая основные различия между рабством движимого имущества и крепостным правом, а также различия между эпохой пост-эмансипации каждой нации, Беллоуз подчёркивает поразительное сходство между изображениями рабов и крепостных, которые создавались элитами обеих наций, поскольку те стремились отстоять патриархальное видение общества.
Русские крестьяне и афроамериканские вольноотпущенники противостояли упрощённым, патерналистским и расистским изображениям, создавая достойные представления о своих традициях, общинах и достижениях.