Авария, произошедшая с «Титаником» - одно из наиболее известных крушений пассажирских кораблей в истории человеческой цивилизации. Важность его настолько велика, что событие было подвергнуто тщательному и скрупулёзному изучению исследователями, становилось предметом тысяч публикаций в средствах массовой информации.
Как вышло, что корпус судна, выполненный из первосортного металла с применением прочных заклёпок и передовых технологий сварки, не выдержал испытания льдом?
Давайте разберёмся.
Катастрофа столетия
По факту, в истории мореплавания подобные инциденты, связанные с повреждением кораблей в результате столкновений с айсбергами - явление нередкое. За пять лет до катастрофы «Титаника» схожая история случилась с немецким пакетботом «Принц Вильгельм».
Корабль, чьё водоизмещение составляло 15 тысяч тонн, идя полным ходом, столкнулся с айсбергом. Удар пришёлся в носовую часть. Разрушения были страшными, почти 10 метров стали были смяты как обёрточная бумага. Так как вибрация корпуса судна и качка в носовой части обычно максимальны, там стараются не размещать пассажиров и устраивают каюты экипажа. Так было и на этом немецком судне.
Погибли 75 человек, ещё 30 получили ранения. В основном это были кочегары и члены палубной команды, а также старший стюард и два пассажира. Тем не менее, капитану и офицерам удалось решить проблему, разжечь погасшие в результате удара топки, и корабль своим ходом вернулся в Бремен, откуда отплыл в
США.
Анализ статистики происшествий позволяет с уверенностью сказать, что такие инциденты весьма редко приводили к катастрофе. Да, люди гибли, корабли получали повреждения и становились на ремонт. Но потопление в результате аварии - редчайший случай.
«Титаник» был в пять раз больше своего
германского коллеги, на четыре узла быстрее и во много раз роскошнее. Не говоря уже о том, что при строительстве применялись передовые по тем временам технологии, включая электрическую сварку (её тогда считали непроверенной и ненадёжной, поэтому использовали лишь при скреплении второстепенных узлов) и разделение корпуса на водонепроницаемые отсеки (общим числом 16).
Расчёты инженеров судоверфи «Харленд энд Вольф» предполагали, что колосс сможет остаться на плаву в случае затопления 4 отсеков из 16, четверти судна.
Тщетность и самонадеянность
Капитан корабля, Эдвард Смит, был флагманом судоходной компании «Уайт Стар Лайн». Он водил корабли компании больше 30 лет и считался одним из лучших шкиперов английского пассажирского флота.
Судовладелец Брюс Исмей, также бывший на борту, оказывал на него давление: ему во что бы то ни стало хотелось получить в первом плавании престижный приз «Голубая лента Атлантики» - её вручали пассажирским лайнерам, поставившим рекорд скорости во время трансатлантических переходов.
Этот приз принадлежал компании в начале нулевых годов, но в 1910 лента перешла судам конкурирующей «Кунард» - «Лузитании» и «Мавритании».
Капитан корабля, Эдвард Смит
Экипаж корабля был в курсе о том, что в Северной Атлантике сложная ледовая обстановка, встречаются айсберги и ледяные поля значительной протяжённости - журналы радистов изобилуют сообщениями с встречных кораблей, как пассажирских, так и торговых. Матросы и офицеры пребывали в состоянии аврала, рассчитывали на то наблюдатели позволят заблаговременно обнаружить опасность, а скорость и манёвренность судна позволит в случае чего избежать столкновения.
Вообще, как и всякая громкая катастрофа, гибель «Титаника» вызвала появление множества конспирологических теорий: например, легенду о том, что в плавание вместо него вышел систер-шип, «Олимпик», не так давно попавший в аварию с участием крейсера «Хог».
Или что на борту была делегация финансистов, плывших в Америку для подписания соглашения по золотому стандарту. Была также и версия, что в трюмах судна был груз оружия и поэтому его гибель не что иное как немецкая диверсия (однако до войны было ещё 2 года, что делает гипотезу несостоятельной).
Человек предполагает, Господь располагает: наблюдатели не заметили угрозы, рулевой не отработал сигнал правильно, столкновение произошло. Много говорили, что острый край айсберга как нож взрезал металлический корпус. На деле от удара полопались заклёпки, использованные для скрепления листов судового набора. В результате получилась длинная - до 60 метров - узкая щель, в которую хлынула забортная вода.
Как так вышло?
Причин три:
Сомнительная надёжность материалов
Листы стали корпуса выдержали испытание айсбергом, а вот клёпки - нет. Впоследствии следственная комиссия пришла к выводу, что фирма, делавшая их, нарушила технологию по соображениям экономии.
Конструктивные особенности
Инженеры гарантировали, что корабль сможет остаться на плаву при затоплении 4 отсеков из 16; столкновение повредило обшивку в 6 отсеках, поэтому вода, затапливая их, вызывала дифферент (крен) на носовую часть. Переборки были доведены до второй по счёту палубы B; поэтому вода, достигнув их, просто переливалась дальше, затапливая отсеки один за другим.
Ошибки командования
Второй помощник Чарльз Лайтоллер, стоявший на вахте в ту ночь, перед столкновением дал команду «Полный назад» и «Право на борт», чтобы избежать удара и снизить скорость. На самом деле это было ошибкой, поскольку даже если бы «Титанику» удалось носовой частью разминуться с айсбергом, он бы ударился об него кормой. Вместо этого нужно было не менять курс - тогда, как и в случае с немецким кораблём, жертвы были бы неизбежны, но гибели судна с высокой вероятностью удалось бы избежать.
Кроме того, авария случилась ночью, тёплый воздух над водой создал эффект инверсии и вызвал миражи, к примеру - ложный горизонт. А штиль не позволил образоваться волнам у подножья айсберга.
Драма над Атлантикой длилась два с половиной часа. Недостаточная натренированность экипажа, сословные предрассудки и недостаток спасательных шлюпок стали причиной гибели полутора тысяч человек - 700 членов команды и 820 пассажиров. О событиях были сняты десятки фильмов, написаны книги, поставлены пьесы и спектакли, а одна история даже получила заслуженные 11 «Оскаров».