Свыше 10 миллионов человек находится в настоящее время в местах лишения свободы, причём за последние четверть века число выросло на 24%. В некоторых странах система отбытия наказания находится в глубоком кризисе, как в
США или
КНР, в других коммунальные условия и наполняемость стали лучше, но моральное состояние отягощено пытками и жестоким обращением. А в других государствах, к примеру, в
Нидерландах, камеры сдают сопредельным странам для размещения заключённых оттуда.
Из тюрьмы в четырехзвездочный отель
Скученность тюремного населения - проблема не только для России, но и для систем исправления во многих странах Европы и даже США, не говоря уже про Индию, Китай и арабский мир.
Однако существуют и обратные примеры. В вышеупомянутых Нидерландах пустуют тюрьмы! Отчасти это связано с бумом строительства, который страна пережила на фоне открытия нефтяных месторождений в 80-90-хх годах: тогда строили всё и помногу, в том числе тюрьмы. Но количество заключённых неудержимо падает; если в 2005 их было более 20 тысяч, то к концу 2020 года - чуть менее 7, в том числе около 300 подростков и некоторого количества иностранных граждан.
Национальный минюст утверждает: простаивают 3 тысячи камер и почти 500 мест, предназначенных для воспитания малолетних. Тюрьмы остались местом, где держат людей, которых нельзя выпускать на волю из опасений рецидива, а также тех, которым за решёткой безопаснее, чем вне тюремных стен.
В других тюрьмах сейчас проживают беженцы с Ближнего Востока. В Нидерландах живут прагматичные и практичные люди, подарившие нам международную торговлю. В 2005 году тюрем было больше 80, а сейчас - всего 26.
Помимо мигрантских «передержек», в тюремных стенах открывают гостиницы, рестораны и кафе, есть даже жилые дома, переделанные из каталажки. Самый знаменитый такой объект - гостиница «Арестный дом», где есть решётки на окнах, глухие двери с глазком и металлические лестницы, а четыре люксовых номера называются в честь адвоката, судьи, надзирателя и директора тюремного учреждения. Другая сменившая профиль тюрьма - старинный замок Блокуспурт в Леувардене - выполняет функции досугового центра и своеобразного ДК.
Все большую популярность обретает тюремный туризм. В прошлом человек был готов на многие поступки, лишь бы выбраться из этого заведения, а теперь, наоборот, туристы платят солидные суммы, чтобы побывать внутри.
Алькатрас - самая известная тюрьма США
Одна из наиболее известных достопримечательностей Америки - калифорнийская тюрьма «Алькатрас». Тут сидели десятки известных гангстеров, террористы и сумасшедшие маньяки. По слухам, отсюда было нельзя сбежать. В 60-х тюрьму закрыли, а двенадцать лет спустя открыли для посещения туристами всех видов и мастей.
Среди
австралийцев похожей популярностью пользуется старая тюрьма Мельбурна, а тасманский Порт-Артур, куда привозили каторжников из Европы, осуждённых на пожизненное, фигурирует в списке объектов культурного наследия.
Если говорить о нестандартном использовании тюремного «номерного фонда», на общем плане выделяются мексиканцы. В Хуаресе, предместье Монтеррея, был случай: тюремные надзиратели сдали наркобаронам камеры в местной тюрьме, а те использовали их для содержания похищенных людей.
Но это всё меркнет на фоне инцидента 2010 года в Гомес-Палассио, где охрана освободила, вооружила заключённых и на полицейских автомобилях отвезла их на разборки с конкурентами, где те успешно порешили 17 негодяев, после чего были возвращены в камеры.
Голландская Сибирь
У ликвидации и перепрофилирования тюрем есть один существенный минус - теряются рабочие места. Так, закрытие десяти тюрем в Нидерландах повлекло ликвидацию 3 тысяч ставок, а ещё 900 министерство юстиции перепрофилировало - теперь работники служат в миграционных центрах.
Экономически такие сокращения вполне оправданы - в 2015 году персонал тюрем превысил количество сидельцев на 800 человек: 10,2 тысячи против 9,65. Для примера: в США на одного надзирателя приходится 5, а в
России - 7 узников.
По мнению голландских властей, решением проблемы нехватки тюремных мест является аренда. С 2010 года в Тилбургской тюрьме Виллема II Оранского содержат 650 заключенных из Бельгии, где ситуация с наполняемостью тюрем обратная: 10,5 тысяч осужденных на 5900 мест. За три года содержания правительство бельгийского короля платит 39 миллионов.
Пока «соседей» охраняет голландский персонал, но со временем в страну приедут надзиратели из
Бельгии. С весны 2015 действует аналогичный договор с норвежцами, где более тысячи человек ждут появления свободных мест в тюрьме.
К слову, об очередях. В этом контексте важно упомянуть крошечную Исландию; в этом островном государстве тоже есть «очередь на отсидку» - в ней состоят 580 человек при совокупной вместимости тюрем страны в 152 места и количестве заключённых в 150 человек.
Исландцы приняли закон, согласно которому человек, которого осудили, но не смогли посадить из-за перенаселённости, выходит на свободу с чистой совестью через аннулирование приговора. В 2019 году так вышли на свободу 35 человек, а в 2020 - 18.
Сатрапы и этапы
Львиная доля осужденных из
Норвегии перебралась в Голландию добровольно, что связывают с низкими ценами на табачную продукцию и продовольствие. Норвежские места лишения свободы комфортабельны и сопоставимы с региональными отелями в России, но на фоне голландских они меркнут.
Осужденные к различным срокам за тяжкие преступления люди самостоятельно занимаются приготовлением пищи, любуются видами деревенской пасторали из окон камер, содержат птицу и скот, растят овощи на собственном огороде. Даже в плане спортивных занятий есть не только спортзал, но и полноценный стадион площадью в несколько гектаров.
В медицинский блок, столовую и библиотеку заключённые ходят без конвоя, а с 2018 в тюрьме даже появилась комната для видеосвязи с родственниками и даже друзьями. В камерах есть телевизоры, а антенна принимает сигнал 55 каналов, в том числе кабельных.
Исправлять или наказывать?
Основная причина тюремной депопуляции в Голландии связана с падением криминализации: за 15 лет с 2005 года она снизилась на 32%. По прогнозам местного минюста, в следующие пять лет снижение уровня преступности будет поддерживаться на отметке 1,5% в год. Скептически настроенные политики и общественные деятели полагают, что дело в закрытии участков полиции, снижении финансирования и худшей раскрываемости противоправных деяний.
Нидерланды занимают почётное место в списке наименее опасных стран на Земле. Наиболее частыми преступлениями тут считаются похищения кошельков и сумок у путешественников, а также велосипедные кражи.
Правительство предпринимает многочисленные меры, чтобы снизить преступность. Так, тут весьма лояльное отношение к лёгкой наркоте, имеет место заметный перекос в пользу реабилитационных мер взамен наказаний.
Содержать тюрьму - дорогое удовольствие, что претит прагматичным обитателям страны дамб и ветряных мельниц. Если Америка может позволить себе использовать морально-нравственные императивы как основание для помещения в тюрьму, тут это так не работает.
Следует отметить ещё одну особенность - мягкость судебной системы: в стране лишь 33 «пожизненных» без права помилования. Очень популярны наказания, не связанные с тюремным заключением: люди ведут обычную жизнь, а всё их наказание заключается в использовании следящих браслетов.
Это удобно и экономно: если содержать человека в тюрьме на протяжении года стоит до полусотни тысяч евро, люди с браслетами могут жить почти нормальной жизнью, работать, учиться - и платить налоги.
Можно задаваться вопросами об эффективности такой модели, но главный фактор успеха уголовно-исполнительной системы - процент рецидивов. И если среди
английских заключенных второй раз в тюрьму отправляется каждый второй, а в США - ¾, среди голландцев это число не превышает 10%.