Зачем Китай строит новый Шёлковый путь и как планирует стать главной торговой державой мира

Oct 10, 2022 14:00


В 2013 году глава Китая Си Цзиньпинь озвучил идею мегапроекта «Один пояс - один путь». По задумке это единая огромная транспортная система, которая свяжет сначала Европу с Азией, а потом «подключит» к этому и весь мир.





В чем особенности нового Шёлкового пути и почему разные страны относятся к идее неоднозначно - разбираемся сегодня.



История Шёлкового пути



С II века до н.э. существовал и процветал Великий Шёлковый путь - дорога (тогда еще караванная), которая связывала Китай с Европой и Средиземноморьем: поставляли товары (в частности порох, бумагу и красители, шелк), технологии, обменивались опытом, расширяли связи культурные и политические.

Однако большая часть товаров поставлялась именно ИЗ Китая, а не наоборот: Поднебесная века до XIX вообще была сильнейшим научным и экономическим центром, обгоняя Европу по сотне параметров. Китай богател - его товары были уникальными, города и маршруты процветали (таможенные и дорожные сборы никто не отменял!).



Однако к XV веку Шелковый путь начал постепенно хиреть: главные причины - постоянные стычки и военные конфликты в Средней Азии плюс развитие морской торговли (самой дешевой и поныне).

Новая попытка

Сегодня Китай хочет не только восстановить исторический маршрут, но и развить его, расширить. Да, морская грузоперевозка по-прежнему самая бюджетная, но сейчас Китай готов предоставить свои сверхскоростные электропоезда, которые разгоняются до 250-300 км/час. В этом случае, например, доставить что-то из Китая в Германию займет 15 дней (через Транссиб и второй Евразийский континентальный мост), а по морю, через Суэцкий канал, уже месяц. Выгода очевидна.



Помимо железных дорог и быстрой доставки у Нового Шелкового пути есть большой бонус - по всей линии его движения будет расти и развиваться инфраструктура:

  • Сопутствующие шоссе для автомобилей
  • Трубопроводы и линии электропередач
  • Заводы и города на линии маршрута
  • Новые рабочие места
  • Развитие местного бизнеса
  • Развитие новых технологий, которые смогут получить на маршруте быстрое и эффективное воплощение.

Китай утверждает, что этим путем сможет «облагодетельствовать» около 4 миллиардов человек, даст мощный толчок для развития торговли и экономики. Почему же тогда отношение к мегапроекту столь неоднозначное?

Противостояние Востока и Запада

Давайте посмотрим, кто поддержал идею и хотя бы на словах согласился скинуться в общий финансовый котел:

  • Россия: рассчитывает на развитие Сибири (в том числе и как противовес китайскому захвату этих территорий), на процветание городов «по ходу следования». Но есть риск: как мы любим, начать зарабатывать исключительно на сырьевой промышленности, тем самым еще сильнее впасть в зависимость от китайской промышленности и технологий.
  • Казахстан: смогут развить экономические слабые регионы, побороть слабозаселенность страны на востоке
  • Монголия и другие азиатские страны: надеются на экономический рост, помощь Китая в решении внутриполитических проблем.

Тут все очевидно.

Не столь горячо поддерживают проект западные страны, особенно США. Вообще западные аналитики называют «Один пояс - один путь» новым «планом Маршалла».

План Маршалла - американский проект после Второй Мировой войны. США помогли Европе, инвестировав триллионы долларов в ее восстановление. «Взамен» они получили колоссальное усиление своего влияния, политические рычаги давления (могли потребовать, например, чтобы в правительства той или иной европейской страны не пускали коммунистов), заодно укрепили распространение доллара, который и до сих пор остается главной валютой мира, как бы евро не пыжился.

Западные эксперты опасаются, что «Один пояс - один путь» сделает то же самое: Китай захватит новые рынки, укрепит юань как мировую валюту и станет влиять на иностранные правительства и экономику. И все это мирными путями! Америка на такое точно не согласна и препятствует проекту точно так же, как и «Северному потоку-2».

Кто выиграет в противостоянии - как всегда, покажут время и история.

саморазвитие, политика, шелковый путь, интересные факты, история, власть, китай, экономика

Previous post Next post
Up