Еще десять лет назад дети ловили на уроке каждое слово учителя чтобы подготовиться к экзаменам и понять трудный материал. Сейчас фразой «этого больше вы нигде не прочитаете» никого не напугать и не убедить. Почему так и что делать учителям?
Не хамство и не грубость
Многие учителя теряют дар речи, когда ученик, не слушающий их предмет, выбирают его в качестве ЕГЭ и заявляют пожилой классной даме, что её они все равно не понимают, а к экзамену подготовятся за пару месяцев с репетитором или на специальном курсе.
Однако всё чаще такие ученики, которых после этого протащили через учительскую и кабинет директора, успешно сдают экзамены и даже поступают в университеты своей мечты. Это означает, что ошибаются вовсе не дети, переоценивающие свои возможности, а учителя, которые преподают предмет так, что дети не в состоянии его изучить.
Давайте попробуем разобраться, в чем причина трансформации процесса обучения и почему дети куда охотнее учатся на курсах и с репетиторами, а не в школе.
Учитель в шкуре школьника
Тем не менее не современному учителю не так сложно самому поставить себя на место подростка. Ведь каждый учитель, помимо того, что является работником, также имеет собственные цели и увлечения.
Допустим учительница хочет освоить определенный музыкальный инструмент или научиться рисовать, валять, вязать или танцевать. Но на художественную или музыкальную школу у неё не найдется ни времени, ни финансов. Поэтому на выручку приходят различные курсы и обучающие дистанционные программы. Стоят они куда дешевле, а главное их достоинство - их удобство.
Учительница может прослушать урок по рисованию во время «окна» между уроками или зарисовать собственное домашнее задание во время обеда в столовой. Стоит также отметить, что такие обучающие видео делают короткими, по 20-30 минут, но очень живыми, интересными и информационными.
Опыт подростка
Если раньше учитель замечал на уроке у ученика телефон, то он мог сказать со 100% вероятностью, что ребенок отвлекается, играет или болтает в чате вместо занятия. Сегодня дети могут прямо на уроке включить обучающее видео, если им вдруг стало что-то непонятно. Почему им не спросить учителя?
Потому что в классе 30 человек и учитель не может ответить на вопрос каждого, пояснить непонятный момент каждому, потому что так или иначе сфокусирован на самых отстающих учениках в классе. Остальные, подразумевается, могут справиться сами. Они и справляются.
Поэтому онлайн-курсы и обучающие видео набирают всё большую популярность у подростков. Сегодня не обязательно посещать школу, чтобы изучить мировую историю или фундаментальную физику. Можно подготовиться к экзамену отдельно от школы. В удобное ребенку время, с удобной длительностью уроков, интенсивностью занятий, количеством повторений. Всё это подросток может контролировать сам.
Любое обучающее видео можно остановить на непонятном моменте, повторить ещё раз и еще, пока не станет понятно. Любую таблицу или схему можно скачать на телефон. Любую непонятную подтему или термин можно уточнить или посмотреть отдельное видео или прочитать статью об этом.
Не вина и не выбор
Ещё ни одно поколение взрослых не вырастало в той какофонии информационного шума, в какой растут современные дети и подростки. Ни одного взрослого в детстве еще не окружало такое разнообразие источников информации, настойчиво, а порой и агрессивно привлекающих внимание. Поэтому клиповое мышление современных детей - это не их осознанный выбор, это защитная стратегия их мозга.
Вместо того, чтобы одновременно усваивать терабайты не нужной или шумовой информации, подростки останавливают своё внимание на самом ярком и жизненно необходимом для них. И, если учитель не может преподнести свой предмет как живой, понятный и, главное, актуальный и необходимый, то отсутствие заинтересованность со стороны учеников - не их вина.
Проблема заключается как раз в том, что громадная отечественная система образования не успевает перестроиться, отчего многие школьники в старших классах предпочитают просто уйти из школы, чтобы не распыляться, а сосредоточить все свои силы и внимание на подготовке к экзаменам.