Первое полугодие отметилось рядом звонких и громких киношных новинок. Большая часть принадлежит к классическому жанру отечественного кинематографа «фильм-катастрофа» (во всех смыслах). Но среди скукотищи и откровенного хлама оказалось с полдюжины неплохих - способных вызвать интерес, раздвинуть границы и так далее.
В общем, набралось достаточно на небольшой топ-лист, который мы и составили!
1. Секреты семейной жизни
Российскому кино свойственна любовь к двусмысленностям и неоднозначности. Правда, не всегда есть понимание разницы между низменным негодяем и героем со сложной судьбой. Игра автора сценария на сложной тематике зрителю может сказаться копанием в грязи без всякой цели.
Эта лента - исключение. Главные персонажи - пара (в ролях Петр Скворцов и Алёна Михайлова), совершившая убийство. Сценаристы поступили весьма разумно, придумав им соответствующие жизненные флешбэки и перипетии бытия, поэтому получаются разборки двух молодых людей между собой, совестью и жизнью как таковой. Сравнительно короткая восьмисерийная сюжетная линия строится на балансировке между поведенческой драмой и трэшем-угаром в стиле Тарантино.
Вышло чертовски ярко, остроумно и весело.
Из минусов критики отмечают излишнюю визуализацию соцсетей в первой серии - после неё хочется надолго покинуть интернет в целях детоксикации.
2. Мир! Дружба! Жвачка!
Продолжение популярной ленты про школоту из девяностых.
Вопреки мнению множества критиков, лента не претерпела существенных изменений - это по-прежнему стилизованный под святые 1990-е роман-взросление с сопливыми героями, но захватывающий хуже «Странных дел» - и значительно более привлекательный большинства соответствующего контента с «Амедиатеки» и Netflix.
После завершения съёмок был снят документальный фильм о работе над лентой и о том, как оно должно было закончиться.
Хитрость в том, что у авторов в мыслях не было снимать кино про девяностые. Вместо этого они визуализировали собственные фантазии на эту тему - и очень удачно, обыгрывая переживания в формате постиронии, формируемой за счёт саунда, видеоряда и комичных диалогов главных героев.
3. Вампиры средней полосы
Гуманистичный российский телевизионный проект - первый в череде отечественных вампирских саг этого года. Второй - экранизация романа Иванова «Пищеблок» - вышел куда менее удачным и годится только для фанатов пионерских шортиков и прочей романтики. Зато семейство вампиров из глубин Смоленщины без труда захватило место в топ-50 рейтинга «Кинопоиска» и вовсе не собирается оттуда спускаться!
Секрет успешности нетривиален: сочетание сеттинга и вампирскости как универсальной максимы, а также Юрий Стоянов в одной из главных ролей, мощный сюжет, не отпускающий зрителя ни на минуту и возгоняющий драматизацию ленты не хуже самогона.
Вместе с тем это ещё и фильм о гуманистических началах: персонаж Стоянова Вернидубович не чужд заботе не только о членах своей кровососущей стаи, но и о человеке как таковом. К примеру, в числе его персональных информаторов несколько заброшенных и никому (из людей) не нужных стариков.
4. Топи
Ещё одна экранизация блестящего романа современности, на сей раз - автора саги о жителях постапокалиптического Метро.
Работа Мирзоева рассказывает о политическом мистицизме. Местечко, где оказываются протагонисты (пятеро москвичей, олицетворяющих типажи рожденных в нулевых годах) - архангелогородская деревня, на деле оказывающаяся российской хтонической аватарой, поглощающей современное подобно чёрной дыре. Это место поглотит и переварит каждого, искусно подбирая ключи к душам и сердцам людей. Хозяину этого места свойственны всеобъемлющая власть и условность безусловности злодейства. Он типичный российский чиновник - и уже потому инфернален.
Вместе с тем это отличный мистический триллер, метафоризирующий отечественное зло. Некоторые герои, правда, портят картину недостатком аутентичности и подлинности. К примеру, образ чеченской женщины Эли, вызвавший не только упреки критиков и фырканье фанатов, но и угрозы убийства и иных физических мер, доказывает: даже использование эзопова языка в современной России требует отчаянной смелости и решимости.
5. Happy End
Классический роман XIX века о пороках жителей некрупного губернского городка, помещённый в современные реалии. Стартует бодреньким минималистическим триллером.
К сожалению, скандальная тема вебкама и домотканой порнографии значительно лучше была показана на экране в киноленте «Отчаянные домохозяйки» - тут не хватает глубины, остроты и откровенности. Очевидно, что Сангаджиеву нечего сказать по этой теме.
Зато в комментариях на том же «Кинопоиске» мы можем ознакомиться с удивительными откровениями женщин, критикующих неправдоподобность происходящего на экране и основывающихся на личном опыте работы в секс-индустрии.
Несмотря на недостатки, ленту можно назвать очень плотным и высококачественным продуктом, на редкость стильным и умеющим держать в напряжении. Отличный подбор актрис на основные роли даже при незавершённости сюжетных линий делает честь любой киностудии и маститым гениям режиссуры и кинематографа.
6. Настя, соберись!
Гендерно-адаптированная версия фильма «Головоломка» служит не только эстетики ради и развлечения для - тут речь идёт о консультативных функциях. Просматривая ленту, девушки получают советы о поведенческих императивах, преодолении неприятностей и тому подобных жизнеутверждающих вещах.
Это первая подобная картина, отдалённо напоминающая «Секс в большом городе» и «Отчаянных домохозяек». Выгодный контраст с большинством русских лент, транслирующих комплексы и травмы вовне и не претендующих на роль советчика.
Ведь в них героини остались неизменными и восходят корнями к традиционной классической русской литературе и за малым исключением способны генерировать лишь хтонь и рассуждения о тлене и печальке.
А тут задорный, полный яркости, искренности, энергетики и остроумный ситком. Главное - преодолеть откровенно неудачную первую серию, а дальше всё пойдёт как по маслу.