Любимое выражение россиян: «В
России две беды: дураки и дороги». Поговорим о дорогах.
Вы знали, что Россия возглавляет рейтинг стран мира с самой высокой стоимостью строительства дорог? Согласитесь, это знание приводит в легкий шок, ведь качество российских дорог - предмет постоянных шуток. Мы наслышаны о классных европейских магистралях, кто-то даже успел прокатиться лично. По логике, где лучше качество, там и дороже, но нет - Россия бьет рекорды.
Аналитики сваливают все на монстра-бюрократию и препятствия, связанные с ней, а также отмечают, что строительство дороги - это не просто взять кусок земли и положить асфальт. Дорожники переносят трубопроводы, коммуникации, восстанавливают инфраструктуру, строят новые или переносят старые мосты, пешеходные переходы. А что, за рубежом у строителей нет таких проблем?
Несмотря на баснословные суммы, российские дороги и миллиарды, вложенные в них, без конца подвергаются природным воздействиям, потому что проекты строительства сплошь с ошибками, без учета рельефа и климатических условий. Вот и получается, что дорогу смывает с лица земли дождями, а то и вовсе асфальт бесследно исчезает после проезда по ней кортежа президента, как было между Хабаровском и Читой - и смех и грех.
М11, Москва - Санкт-Петербург
Одна из первых и самых крупных (протяженность 669 км) платных дорог, появившихся в России. На разных участках дороги - от двух до пяти полос в обе стороны, несколько транспортных развязок и 100 мостов. Общая сумма строительства вылилась в 520 миллиардов рублей, что почти вдвое больше запланированной. М11 стала дублером и существенно разгрузила старую дорогу М10.
При такой огромной сумме, потраченной на дорогу, удивляет факт, что она не достроена: автомобилистам приходится съезжать с трассы в районе Твери и примерно 80 км следовать по старой М10, чтобы потом снова заехать на скоростную. Что это за брешь в дороге? Согласитесь, мало удобного, учитывая, что водителям обещают скоростное движение, а местным жителям - разгрузку М10.
Вопрос возобновления строительства тверского участка остается нерешенным - чиновники говорят, что нет денег.
КАД в Санкт-Петербурге
Кольцевую автодорогу вокруг Питера протяженностью 143 км построили за четыре года. Как водится, заложенного изначально бюджета не хватило, и правительство ежегодно выделяло дополнительные средства. Общая сумма - около 140 миллиардов рублей.
Несмотря на высокую стоимость и относительную молодость дороги, она перестала справляться с потребностями города и не вывозит трафик. КАД - официально одна из самых загруженных федеральных трасс России. Интересно, за те деньги, на которые ее построили, нельзя было спрогнозировать и предвосхитить проблему? Или Петербург во всем догоняет Москву и мечтает обрести свое Третье Транспортное?
Третье транспортное кольцо Москвы
Работы по строительству и дальнейшему улучшению дороги ведутся с 1935 года. С самого начала проект был плохо продуман и оказался неудачным: из обычной улицы и рядом с жилым сектором сделали магистраль, что стало серьезной градостроительной ошибкой. Можно сказать, что Третье Транспортное оказывает негативное воздействие на все движение столицы, а неудобные выезды из жилого массива существенно тормозят поток самой трассы.
Денег вложено и продолжает вкладываться огромное количество, но проблема не решена, и результат печальный - москвичи (и водители, и пешеходы, которым приходится преодолевать это препятствие) не любят магистраль.
Олимпийская трасса Адлер - Красная Поляна
Россия стремилась удивить гостей Олимпиады, и это удалось. Олимпийские объекты росли, как грибы, а по завершению праздника многие постройки пришли в запустение по причине нерентабельности.
Яркий пример - Олимпийская трасса Адлер - Красная Поляна, которая объединила в себе автомобильную и железную дороги. Ее строительство изначально подвергалось сомнению, поскольку для дороги-дублера цена превышала все мыслимые значения - 266 миллионов рублей всего за 48 километров пути. Это в три раза больше, чем американцы потратили на программу на Марсе!
Как и предрекали критики, после завершения игр трасса не окупила себя, такого потока туристов просто нет. Количество поездов пришлось сокращать, а убытки от содержания дороги только растут.
Четвертное транспортное кольцо в Москве
Рекордсмен списка - Четвертное транспортное кольцо в Москве. Проект отменили, но масштабы впечатляют! Менее чем 4 километра дороги по подсчетам аналитиков обошлись бы в 1 триллион рублей. Причина в стоимости московской земли и необходимости возведения сложных инженерных конструкций.
Ни в одной стране мира строительство дорог не обходится в такие немыслимые суммы. Лучше всех баланс «цена-качество» удается
Китаю, за ним следуют
США и Европа.
Как думаете, с чем связана стоимость дорог в России? И почему качество не на уровне вложенных средств?