Первая волна коронавируса осталась позади, вторая - ближе, чем мы думали, но ещё в мае 2020 года, после завершения периода самоизоляции
Роспотребнадзор сформулировал список требований к организации деятельности школ и детских садов, которые позволили им начать работать. Все требования Роспотребнадзора направлены на снижение контактов между учениками:
школам рекомендуется отменить массовые мероприятия, проводить перемены отдельно, сократить количество учеников в классах.
Какие требования предъявляет Роспотребнадзор к условиям обучения:
- Отдельное расписание звонков для каждого класса - позволит избежать столкновения детей в коридоре.
- Максимальное количество детей в классах - не более 15 человек.
- Дети учатся в закреплённом за ними кабинете, учителя приходят к ним - это сокращает пересечение школьников друг с другом.
- Перемены проводятся отдельно.
На практике это обернулось непопулярными решениями - отменой линеек 1 сентября, учёбой в 2 смены, сидением в классе во время перемен и введением 6-дневки. Но сложнее всего было удовлетворить требование по количеству детей в классах. Меньше детей - больше учителей, кабинетов и иных ресурсов. Чтобы обеспечить большее количество детей местом для занятий, приходится вводить вторую, а иногда и третью смену. Часть предметов придётся перевести на дистанционное изучение. Если школа не может выполнить условия, школьники учатся дистанционно.
Проведение занятий в школе с утра до вечера вытеснило дополнительное образование - кружки, секции - для которых не осталось места. Да и дети, уставшие после обучения во вторую смену и домашнего задания, которое приходится делать поздно вечером, не могут посещать кружки и дополнительные задания.
Минусы второй смены
Родители и дети в принципе не жалуют вторую смену. Предложения отменить её официально несколько раз поступали от инициативных групп: в самых ответственных классах - 1-м 5-м, 9-м, 11-м - дети во вторую смену не учатся.
Минусы второй смены:
- Мало свободного времени на кружки и личные дела, отдых.
- Выбор секций, работающих по утрам, невелик.
- Некому присмотреть за ребёнком утром: в первую смену ребёнка отводят родители перед работой, после уроков он может пойти на секции или в продлёнку, а во вторую смену организовать то же самое сложнее - некому проводить ребёнка в школу в середине дня.
Почему родители не хотят терять дополнительное образование
Более 85% российских школьников посещают кружки и секции: получают художественное, музыкальное, спортивное образование, изучают робототехнику, восточные единоборства, занимаются археологией, поисковой деятельностью, волонтёрскими проектами. Старшеклассникам допобразование помогает подготовиться к экзаменам, определиться с выбором профессии.
Почему родители отдают детей в кружки и секции:
- Кружки помогают детям выявить свои сильные стороны, развить увлечения.
- Секции делают досуг детей более разнообразным.
- Допобразование помогает сформировать мотивацию для изучения сложных предметов, преодолеть страх перед неприятными занятиями.
- Они создают ребёнку зона комфорта и успеха. Попав на занятия тем, что ему нравится и что удаётся (шашки, курсы пэчворка или театральная студия), ребёнок получит позитивный настрой, похвалу, будет меньше бояться других занятий.
- Большая загруженность, с одной стороны, делает жизнь ребёнка сложнее, но она же учит планировать время, расставлять цели и задачи в порядке значимости.
- Кружки помогают ребёнку найти «своих» - тех, кто увлечён общим с ним делом, друзей вне класса, расширить свою социальную сеть.
- Дополнительное образование позволяет учиться не только так, как учат в школе - познакомиться с новыми методиками, талантливым педагогами, менее формализованным подходом к обучению.
Кружки и секции онлайн?
Независимо от того, удастся ли победить Covid-19, мир уже изменился. Это касается не только обязательного, но и дополнительного обучения. Многие виды занятий уже давно существуют в онлайн-формате, просто теперь все, кто выбирал очное обучение, задумались о дистанционных тренировках по каратэ или фитнесу.
Существует огромное количество онлайн-тренировок, записанных на видео, приложений для телефона, позволяющих заниматься гимнастикой, йогой, лёгкой атлетикой. Есть ряд проблем, связанных с онлайн-обучением: оно эмоционально беднее, чем живое общение.
Есть решение, позволяющее преодолеть эмоциональный разрыв - один раз в два месяца собирать вместе учеников и учителей и проводить общее занятие «вживую». Конечно, если эпидемиологическая ситуация позволяет.
Ещё один вариант для детей, учащихся во вторую смену, - онлайн-лагеря, онлайн-сессии, которые дают им возможность пообщаться друг с другом.
Сложности допобразование на дистанте:
- Педагогам надо учиться показывать то, что они показывали вживую, онлайн: настраивать камеры, пробовать ракурсы. Сложно проводить занятия по музыке, если ты не можешь поставить руку ученику, сложно тренировать футбольный удар без контакта. Теннисом или пинг-понгом, единоборствами, гимнастикой можно заниматься онлайн - а как быть с командными видами спорта?
- Дети сильно устают от обучения, проводится оно онлайн или офлайн - от кружков они ждут возможности пообщаться, поболтать, заняться любимым делом в дружеской обстановке. Перенести в онлайн всё это непросто.