Многие школьники считают, что предварительное обучение в медицинском колледже дает им преимущества при поступлении в университет. Так ли это?
Первого курса не миновать
Прием во все вузы страны, в том числе и медицинские осуществляется исключительно с первого курса. Перескочить после колледжа сразу на второй или третий курс не получится, как и сократить время обучения. Для выпускников колледжей и вчерашних школьников организуется единый общий конкурс. Исключение составляют случаи, когда экзаменационная группа формируется из лиц, имеющих среднее профессиональное образование.
Тем не менее, некоторые вузы ведут обучение у студентов с СПО в ускоренные сроки. Перевод на ускоренное обучение происходит после перезачета или переаттестации предметов.
Однако стоит помнить, что ускоренное обучение - право вуза, а не обязанность, так что решение по каждому первокурснику производится в индивидуальном порядке и нет никакой гарантии.
Стоит, однако, отметить, что в медицинских вузах ускоренное обучение не распространено. Даже освобождение от летней сестринской практики после 1-3 курсов или автомат по дисциплине «Уход за больными» выпускникам колледжей гарантировано далеко не во всех университетах.
Тем не менее, некоторые привилегии у выпускников колледжей есть в отдельных университетах. Например, в первом меде Санкт-Петербурга они могут рассчитывать на большие преференции аж по двум специальностям.
Медсестры, фельдшеры и акушерки, поступившие на бакалавриат по «Сестринскому делу», учатся по индивидуальному плану, частично в дистанционной форме.
На хозрасчетном отделении стоматологического факультета тех, кто закончил колледж по профилям «Зубной врач», «Зубной техник» и «Гигиенист стоматологический» занятия начинаются во второй половине дня, чтобы студенты могли совмещать работу с обучением.
Внутренний экзамен VS ЕГЭ
Многие школьники полагают, что, уйдя после 9 класса и поступив в колледж, они смогу избежать ЕГЭ. И они расценивают поступление в вуз по внутренним экзаменам как преимущество. И определенный смысл в этом есть.
Начиная со второго курса колледжа каждый обучающийся может попробоваться написать ЕГЭ по всем необходимым предметам. При этом можно сдавать его хоть каждый год - по предмету за один. Получив диплом, выпускник сможет сдать и внутренние экзамены в вузе.
При этом, согласно новому Порядку приёма, при наличии у абитуриента нескольких действительных результатов ЕГЭ по предмету и результата соответствующего внутреннего испытания, проводимого учебным заведением самостоятельно, автоматически засчитывается наиболее высокий результат.
Говоря кратко, если выпускник колледжа при первой попытке сдал ЕГЭ по русскому языку на 74 балла, при второй попытке - на 87, а при прохождении вступительных испытаний набрал 83, то итоговый конкурсный балл составит всё равно 87 баллов, как самый высокий результат.
Помимо прочего, многие выпускники колледжей утверждают, что вступительные испытания намного легче, чем ЕГЭ.
Мало того, вузам разрешено устанавливать для поступающих на базе профессионального образования вступительные испытания, которые соответствуют общеобразовательному предмету, но имеют другое содержание. Например, вместо экзамена по химии провести экзамен по основам сестринского дела.
Однако уже появляются университеты, которые отказываются от неравных условий поступления для выпускников колледжей и школьников, а потому принимают вех абитуриентов исключительно по результатам ЕГЭ. И, если эта тенденция распространится, то уход в колледж потеряет свой главный мотив.
В поисках бал чем баланса
В результате можно заметить, что колледж не только не сокращает путь в медицинскую профессию, но и удлиняет его минимум на два года. Вместе с тем анонсированные Министерством просвещения планы по сокращению сроков обучения в колледжах на медицинские СПО не распространяются.
Учитывая, что срок обучения по программам специалитета составляет 5-6 лет, а ординатуры - еще 2 года, образовательная территория с точки зрения временных затрат выглядит не слишком привлекательно.
Несомненным плюсом остается то, что выпускники колледжа получают возможность узнать будущую профессию изнутри. В этой категории абитуриентов почти не людей, пришедших в медицину случайно или по прихоти родителей.