Раньше перспектива «вечного студента» казалась незавидной и бесперспективной, однако на сегодняшний день постоянное обучение и карьера в различных профессиональных отраслях - новая реальность XXI века.
Идея, становящаяся былью
Концепция непрерывного образования была сформулирована Эдуардом Линдерманом в работе «Значение образования для взрослых» еще в 1926 году в США. Своё распространение и воплощение эта идея получает только сегодня, когда уже многие слышали о концепции «life-long learning», суть которой можно отразить в цитате американского футуролога Элвина Тоффера: ««Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Как и любая новая идея, она прошла через стадии рождения, отрицания и принятия обществом, поскольку в России была принята совершенно определенная траектория развития одного образования, одной профессии и одной работы.
Человек постепенно двигался по этой линии, а после отправлялся на пенсию, чаще всего - на дачу и огород. Любой другой сюжет считался «историей неудачника». Однако сегодня эта траектория стала более мягкой и гибкой благодаря идее непрерывного образования в различных отраслях.
Жизнь стала длиннее, карьера - вместе с ней
Каждое десятилетие прибавляет 1-2 года к продолжительности жизни человека, на свете уже есть молодые люди, планирующие жить 90-100 лет и это не пустые слова. Британский геронтолог и инженер Обри ди Грей отмечает, что уже родился первый человек, который сможет прожить и 1000 лет! Помимо отложенной пенсии, что еще это означает?
Это означает, что и продолжительность рабочей карьеры увеличилась. Те, кому сейчас около 40 смогут работать до 70, а нынешние 20-летние - до 80. И планировать карьеру на 50-60 лет в будущее просто бессмысленно. Как и бессмысленно полагать, что знания, полученные в институте к 22 годам, будут актуальны вплоть до выхода на пенсию.
На сегодняшний день непрерывное образование пока еще воспринимается как «требование сверху», всякие курсы повышения квалификации и прочее, мешающее «нормально работать». Однако в экономике непрерывное образование уже понимается, как само собой разумеющийся факт реальности.
Оно становится основным двигателем карьеры и предпосылкой развития не одного, а множества различных профессиональных сценариев в течении жизни. Сегодня появляется запрос на построение индивидуальных образовательных траекторий, в которых не университет выбирает будущее за студента, а каждый студент самостоятельно выбирает компетенции и знания, которые ему нужны.
Как научиться учиться, если тебе уже не семь?
Чем старше становится человек, тем сложнее ему снова сесть за парту и начать обучение. Поэтому лучше всего для обучения взрослых людей подходит проектно-проблемная деятельность, в процессе которой люди обсуждают проблему, исходя из полученных знаний и прошлого опыта.
Сегодня не все образовательные институты готовы перестроиться под социальные и экономические запросы, запросы на индивидуализированное развитие и гибкую достройку, постоянное обновление полученных знаний. Образование переживает болезненный процесс цифровой трансформации, однако сопротивление этому процессу просто уничтожит образование как индустрию.
Современный мир развивается очень быстро и очень быстро меняется, а значит ведущей характеристикой и структур, и работника должна становиться гибкость и адаптивность к новым условиям. Образование должно научиться подстраивать свои программы и под индивидуальные траектории каждого человека и под постоянные изменения на рынке труда одновременно.
Какой он - человек будущего?
Американский предприниматель и визионер Питер Диамандис предполагает, что обучение должно строиться с учетом потенциала технологий искусственного интеллекта и визуальной реальности. Однако он также отмечает ряд личностных качеств, которые будут необходимы человеку для успешного будущего.
Это такие качества как увлеченность, любопытство, воображение, критическое мышление и упорство. Увлеченность способствует осознанию цель в жизни, любопытство и воображение помогут узнать и построить наиболее подходящие пути к ней, а критическое мышление и упорство помогут не сойти с выбранного пути.