«Не дай бог жить в эпоху перемен!», - гласит старинная китайская пословица. Хотя эта эпоха никогда не кончается, под гнётом перемен нашу систему образования штормит как никогда. Онлайн-обучение стало серьёзной проверкой для системы образования, преподавателей и студентов, и запущенный процесс необратим - неожиданно онлайн-формат становится российскими буднями и ощутимо меняет всю систему.
Ощути удалёнку на вкус
Казалось, что сложный учебный год позади, настали каникулы и можно наконец выдохнуть. Но только не для родителей, всё лето мучавшихся вопросом - вернётся ли ребёнок в
школу осенью? В августе нас обнадёжили - ситуацию в
России назвали сдержанно оптимистичной и заверили, что дети пойдут в школу офлайн, то есть по старинке.
Вместе с тем все понимают, что подуй ветер в другую сторону - здравствуй снова, Zoom! Между тем, по прогнозам экспертов, последствия нововведений мы прочувствуем намного позже, когда будет проведена работа над ошибками и идея дистанционки уляжется в головах самых консервативных товарищей. Как говорится, большое видится на расстоянии.
Вызовы учителям
Стало понятно, что отсутствие физического присутствия сильно занижает степень вовлечённости и мотивации учащихся. Дисциплина и физический контроль не имеют решающего значения, важна только методология учителя. Умение заинтересовать, вовлечь и поддерживать внимание - вот что резко возросло в цене.
По этим причинам педагоги, владеющими современными педагогическими приёмами, будут наиболее успешными. В целом позитивный тренд, не правда ли?
Помечтаем, что новый формат искоренит из лексикона педагогов избитые фразы а-ля «А голову ты не забыл?», а методы влияния станут по-настоящему гуманными.
Вызов студентам
Не меньших усилий требует онлайн-формат от учащихся, особенно в России, где с ранних лет многие дети учатся из-под палки и менее сознательны в обучении, чем их сверстники за границей.
Онлайн-формат требует от студентов самостоятельности в планировании учебного процесса, объективной оценки своей и чужой успеваемости и вовлечения в учебный процесс.
Большинство сложностей студентов связано именно с отсутствием вышеперечисленных навыков, поэтому не только для педагогов цифровизация стала краеугольным камнем дальнейшего успешного образования.
Преподаватель Гаджет
Вынужденный переход в онлайн-формат повлёк за собой знакомство с современными технологиями - участие в видеоконференциях, работу в гугл-таблицах. Ожидается, что преподаватели избавятся от страха новых технологий и активно будут применять их в учебном процессе.
По мнению российского министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, система высшего образования в России изменится, обучение станет более разнообразным, появятся новые цифровые форматы. Большое влияние пандемия окажет на российских преподавателей, как минимум появится новое требование - навык организации коллективной учёбы в онлайн-формате.
Упадёт ли качество образования?
Удалённое обучение заставит пересмотреть учёбу в школах и
университетах и поможет поднять её на новый уровень. При планировании учебных программ всё чаще будет подниматься вопрос - как эффективно использовать возможности офлайн-пространства? Ведь за последние 10-20 лет университеты потеряли монополию на знания - если не всё, то очень многое можно узнать через Интернет. Интернет и гаджеты сделали так, что запоминание и конспектирование перестали быть основными методами обучения.
Сегодня преподаватель передаёт в первую очередь не знания, ценность и уникальность которых постепенно нивелируется. Важнее нечто более стоящее и человеческое - живой опыт, рождающий мотивацию сделать первые шаги в профессии. Старая поговорка про «студент не сосуд, который надо наполнить, а лампа, которую нужно зажечь», еще никогда не была столь актуальна.
Полное отсутствие учителей возможно?
Многие современные учебные заведения своей главной целью объявили развитие цельной личности, готовой встретить вызовы современного и динамично развивающегося общества. Но только в 2020 году все поняли, что это не просто слова, а реальные вызовы современности. В результате коронавирус показал, насколько ценны три вещи: умение работать в неопределённых/меняющихся условиях, самостоятельный поиск решений и способность коммуникации с любыми людьми. Особенно важно уметь учиться самостоятельно с минимальной помощью от преподавателя.
Яркий пример такого подхода в обучении - школа программирования 42 School, основанная ещё в 2013 году. Формат обучения в школе несколько экстремальный и напоминает квест - студентам дают задания, которые они выполняют самостоятельно с помощью Интернета. Проверяют работы студенты сами, а после решения заданий их анализирует программа - всё это без какого-либо взаимодействия с преподавателями! В результате программистов расхватывают крупные IT-компании. Успешный подход школы подтвердил - классическое образование постепенно устаревает.
Вместо заключения: полезная перезагрузка системы образования и… коллективного сознания
Вынужденная удалёнка в системе образования стала не иначе как настоящим катарсисом и полезной перезагрузкой. Вирус помог преодолеть скепсис к нововведениям и быстрее адаптировать последних к российским реалиям, но предпосылки к «великим переменам» были задолго до пандемии - перемен требует время, в которым мы живем, а новые поколения, рождённые в цифровую эпоху, остро нуждаются в новых подходах в образовании.