Одноместные парты или парта на двоих - что лучше и почему в Америке дети сидят по одному? Влияет ли парта на характер ученика?
Парта на двоих: родом из России
Для тех, кто думает, что в России дети учились за двойными партами с момента сотворения школ, откроем интересный исторический факт: так было далеко не всегда.
Двухместные парты были изобретены в России в конце XIX века сельским учителем и революционером Петром Коротковым. И причина этого решения была сугубо экономическая.
После революции было необходимо быстро поднять уровень образования по всей стране, а потому школы и училища оказались просто переполнены учениками. Двойные парты занимали меньше места и позволяли разместить в классах больше учащихся, что упрощало жизнь учителям.
Вскоре к двойным партам привыкли, к тому же, это было достаточно бюджетное решение, а также отвечало актуальным на тот идеологическим запросам правительства: такой способ рассадки учеников позволял развивать у них коллективное мышление и взаимовыручку.
Парта на двоих: минусы
Многие учащиеся современных же школ вспоминают моменты, связанные с рассадкой, с неприязнью. До сих пор многие учителя пользуются возможностью рассаживать учеников по своему усмотрению, из-за чего, троечники, конечно, не могут списывать у отличников, но в то же время правше не всегда удобно сидеть с левшой за одной партой, высота столешницы не всегда соответствует росту, а после уроков физкультуры порой просто невозможно сидеть рядом друг с другом.
Кроме того, такие парты создают определенные проблемы и для учителей. За двойными партами дети могут спокойно перешептываться, сбивая учителя с темы урока, а порой бывает так, что физический сильный ученик может заставить более слабого помогать ему.
Из-за всего этого учителю бывает затруднительно объективно оценить интеллектуальные способности учащегося и поставить ему объективно справедливую оценку.
Кроме того, за двойной партой всегда можно списать ответ у соседа или сдвинуть его на край парты, оставив ему совсем немного места для письменных принадлежностей и учебника.
Парта на двоих: плюсы
Тем не менее, можно выделить и положительные стороны сдвоенных парт. Например, за такими столами удобно выполнять лабораторные работы, когда необходима командная работа. Один из учащихся проводит эксперимент или лабораторную, в то время как его напарник фиксирует результаты в рабочей тетради.
Кроме того, за такими партами удобно выполнять работы по иностранному языку, если необходимо, например, озвучить или изобразить диалог между двумя людьми. В таких случаях парта на двоих действительно способствует формированию командного духа и коллективного мышления.
Парта на одного: плюсы
Тем не менее, многие дети, имеющие опыт обучения в России и в Америке, отмечают, что американские одиночные столы для них намного удобнее, чем двойные отечественные парты. Им никто не мешает разложить вещи на столе по своему усмотрению, никто не толкает под локоть и не отвлекает болтовнёй во время занятий.
Одиночные парты подчеркивают индивидуальность учащегося, исключая возможность списывания и подсказок друг другу. Даже хулиганам и драчунам нечем заняться на уроке, поскольку за партой сидят только они. Кроме того, такую парту можно быстро и удобно подстроить под свой рост.
Парта на одного: минусы
Однако, пока каждый сидит за своим столом, сложно сформировать команду для создания какого-либо совместного проекта. Поэтому проектные задания учителя чаще всего оставляют на домашнее выполнение или на перемену, чтобы ученики могли посовещаться за большими столами в столовой или библиотеке.
Одиночные парты не позволяют учителю быстро организовать команды, поскольку в таком случае столы придется двигать, что занимает изрядную долю урока.
Резюме и компромисс
Не так давно стали создаваться модульные парты со столешницами прямоугольной и трапециевидной формы, что позволяет быстро передвигать парты по классу, составляя более крупные столы, за которые могут сесть два, три или даже пять учеников. Это позволит и подчеркнуть индивидуальность на обычных занятиях, и поддерживать командный дух на занятиях в группе.