Южнокорейский государственный символ, также известный, как Таэгуги, представляет собой белое прямоугольное полотнище с красно-синей загогулиной в центральной части (это и есть таэгуги, в просторечии даосийский символ инь-ян, отражающий единство мужского и женского начала, созидания и разрушения и многих других бинарных символов и начал), окружённой четырьмя триграммами чёрного цвета.
Триграммы тоже не для красоты нарисованы, каждая обладает глубоким символизмом: от времён года до основных стихий (в отличие от китайцев, у корейцев всё же четыре стихии).
Ранее на разных исторических этапах применялись другие флаги - национальный корейский имперский флаг Чосон, символы правительства Коре и администрацией в изгнании, де-юре правившей страной во времена японской оккупации.
Официальный статус нынешний знак получил в 1948 году, после формального провозглашения независимости от Японской империи.
Тхэгыкки - «Флаг Великих начал» - корейский национальный флаг, созданный при дворе государя Коджона в период до 1882 г. Его еще называют «Флагом Великого предела».
Тхэгыкки был принят в качестве государственного флага Корейской Империи (Великая Хан) и является национальным флагом
Республики Корея. История вопроса
Пока Корея развивалась в качестве
китайского протектората, отсутствие у неё флага не было проблемой, но в 1876 году одного королевского штандарта, использовавшегося прежде, оказалось мало. Во время прелиминарных переговоров по соглашению между Кореей и
Японией в 1876 году японцы повесили над своей делегацией национальный флаг, а корейцам оказалось нечего показать.
Некоторые предложили в срочном порядке заняться разработкой символа, но правительству эта тема показалась не особо актуальной, и вплоть до 1880 тему отложили в долгий ящик. Тогда интенсификация дипломатических процессов сделала создание и внедрение государственной символики вопросом крайне насущным.
Популярной идеей было включение цинского флага Китайской империи в чосонский корейский флаг. Переговоры продолжались длительное время, к ним привлекли видного китайского дипломата Ли Хунчжана, но успеха достичь не удалось.
Вновь актуальным вопрос стал в 1882, во время переговоров по американо-корейскому соглашению, более известному как договор Шуфельдта - по имени посланника
США. Последний предложил корейскому монарху принять национальный флаг, что повысило бы престиж государства и обозначило его независимый статус.
Не внявший своим советникам король Коджонг поручил правительственным чиновникам начать работы - и очень скоро были представлены несколько вариантов дизайна. Некоторые включали цинского дракона, другие - цветы или растения. Китайский представитель Ма Цзяньчжун предложил на выбор «Тэгык» и флаг с восемью триграммами.
Идея в целом зашла, но красный и цвет был заменён на сине-белый, были внесены и другие небольшие изменения. Наконец, в 1883 чосонская администрация сделала официальное заявление о введении нового официального государственного символа.
В 1919, после создания в Китае правительства в изгнании (Корея к тому моменту была оккупирована и аннексирована японцами, а последний монарх стал жертвой кровавого убийства), флагом утвердили полотнище, очень напоминающее современный символ.
Так продолжалось до восстановления государственного суверенитета в 1945. «Таэгуки» использовали обе части Кореи: на севере - наравне с китайским и советским флагами и революционным красным знаменем, на юге - вместе со звёздами и полосами США.
После принятия решения о создании двух государств на юге официальное корейское правительство провозгласило эти цвета национальным госсимволом. Это случилось 15 октября 1949 года, хотя практическое использование началось раньше.
В 1984 были документально определены пропорции, а осенью 1997 - цветовая схема; до этого случались казусы: например, национальный флаг несколько раз путали с логотипом корпорации «Кока-кола».
Современность и правовой статус
Учёные убеждены, что южнокорейский флаг нередко используется в качестве этнического символа, объединяющего националистов по обе стороны границы. То есть это символ нации, а не государства. Соответственно, с учётом значительного политического и гражданского капитала флага, он находится под государственной защитой.
Впрочем, следует отметить, что подобные случаи сравнительно редко встречаются по сравнению с другими странами, где повреждение, топтание или сожжение флага может быть использовано в качестве политического дивертисмента. В Корее к флагу принято относиться почтительно и уважительно, и даже маргиналы избегают подобных действий.
Тем не менее, уголовное законодательство корейской республики устанавливает ответственность за осквернение флага. Статья 105 предусматривает тюремный срок до пяти лет, поражение в электоральных правах или штраф на очень внушительную сумму.
Что интересно - пятая статья того же закона определяет экстерриториальность этого преступления: даже если корейский флаг повреждён или оскорблён иностранцем за границей, местные органы всё равно возбудят уголовное дело.
Кроме того, есть ответственность за клевету в отношении флага или герба.
Важно отметить, что местный закон делает преступлением осквернение не только государственного флага собственной страны, но и всех прочих - 109 статья определяет за это наказание в чуть меньших, но достаточно суровых пределах:
- Статья 106 предусматривает до 1 года тюремного заключения, лишение избирательных прав на срок до 5 лет или штраф до 2 миллионов южнокорейских вон за клевету на южнокорейский флаг или эмблему с намерением оскорбить южнокорейское государство.
- Статья 5 предусматривает наказание за это преступление, даже если оно совершено иностранцами за пределами Южной Кореи.
Южная Корея также криминализирует не только осквернение южнокорейского флага, но и флагов других стран: ставка поменьше, за такие действия в отношении чужого флага ответственность максимум в виде двух лет решения свободы. А вот штраф побольше - до 3 000 000 вон.