Еще раз о продаже 50% каталога СОНИ/АТВ

Feb 15, 2023 21:59

Повторение пройденного, пять лет спустя.
Прислали ссылку на недавний пост вконтакте, где автор задавалась вопросом о том, почему эстейт продал свою 50% долю в каталоге СОНИ/АТВ. Ответы дала в комментариях, вынесу их сюда в отдельный пост.

В исходном посте содержалось несколько ошибок, а именно:

"Через 4 года после гибели Майкла Джексона, его долги по словам Джона Бранки были уже погашены."

О том, что долги Майкла были погашены, говорил не Бранка, об этом писали некоторые не вполне добросовестные СМИ, не давая никакой информации о ситуации с каталогом СОНИ/АТВ. Да, были громкие заголовки, но в статьях не раскрывалась вся информация. Это вызывало недопонимание или неверные трактовки.

Но серьезные авторитетные издания давали реальную адекватную информацию. Вот что об этом в 2012 году писал в ФОРБС:

"There are still some business debts left for Jackson, namely a loan that FORBES estimates at $280 million, connected to the Sony/ATV publishing catalog."

(У Джексона все еще остались некоторые долги по бизнесу, а именно кредит, который FORBES оценивает в 280 миллионов долларов, связанный с каталогом Sony/ATV publishing.)
https://www.forbes.com/sites/zackomalleygreenburg/2012/11/21/michael-jacksons-personal-debts-paid-off-just-in-time-for-bad-25/?sh=4e0c0e6d427c

Четвертый финансовый отчет эстейта, который охватывает период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 года, показывает, что долг по каталогу все еще не погашен - на его погашение эстейт направлял свою долю дивидендов (или часть дивидендов) от каталога. Эта сумма первые годы составляла примерно 10 млн.долл, потом возросла до 15-20 млн. в год.

В четвертом финансовом отчете говорится, что Эстейт заплатил $16,500,000 по кредиту основного долга. Поскольку кредит по каталогу MIJAC был выплачен в полном объеме в третьем отчетном периоде, все эти деньги пошли на выплаты долга Сони/АТВ.

четвертый финансовый отчет эстейта
https://ru.scribd.com/doc/270231894/Mj-Estate-4th-Accounting
краткое резюме
http://dailymichael.com/the-estate/303-mj-estate-fourth-accounting-document-summary

По факту, к концу 2013 года были погашены все личные долги Майкла и частично его бизнес-долги (погашен залог примерно в 70 млн.долл по каталогу Mjjac), но каталог СОНИ/АТВ оставался в залоге.

Задолженность по каталогу на момент смерти Майкла составляла сумму примерно в 340 млн.долл. За период с 2010 года по 2015 год сумма задолженности была снижена примерно до 250 млн. долл, и именно эта цифра фигурировала во всех публикациях, посвященных продаже каталога. И все, кто следил за развитием этой ситуации, знали и понимали, что эстейт должен будет с суммы продажи в 750 млн долл. погасить задолженность в 250 млн, поскольку этот долг оставался за эстейтом, он не переходил к СОНИ.

Далее, в том же вконтактовском посте говорится :

"Эстейт зарабатывал приличные деньги в том числе и с каталога Sony/ATV и не было очевидных причин чтобы продать 50% Sony в 2016 году за 750 мл.долларов."

Эстейт ничего не зарабатывал с каталога - все дивиденды шли на погашения задолженности. В 2009 году эстейт смог провести реструктуризацию задолженности по кредиту, снизив первоначальную процентную ставку с 7% (по другим источникам с 5,8) до 2,9%, что означало - кроме основной суммы задолженности эстейт должен был оплачивать и проценты по кредиту. Понятно, что при уменьшении основной суммы задолженности снижалась сумма процентов в денежном выражении, но на 2015 год при сумме задолженности в 250 млн долл. размер выплат только по процентам составлял почти 7 млн.

Далее, в том же посте:

"Причем даже если и был какой-то долг, о котором мы не знаем, Эстейт могли бы привлечь заинтересованных инвесторов и создать Инвестиционный фонд, чтобы выкупить долю Сони АТВ не влезая в кредиты."

О имеющейся задолженности знали все, кто следил о развитии ситуации в режиме он-лайн.

Теперь про "инвестиционный фонд"

После того как СОНИ активировали пункт "купли-продажи", у эстейта было два варианта действий - продавать им свою долю или покупать долю СОНИ.

На покупку доли СОНИ у эстейта денег не было. Более того, они должны были бы выкупать долю СОНИ не за 750 млн долл, а за 900 млн., поскольку по измененным в 2006 году условиям операционного соглашения СОНИ имели скидку. Цитирую Биллборд:

"Источники сообщают, что благодаря предварительному соглашению, у Сони/АТВ, выступавшей в качестве гаранта кредита Джексона перед его кредиторами, было право на скидку - на тот случай, если бы компания выкупила у Джексона его долю. Источник говорит, что в этом случае цена продажи была бы "25% скидки от половины доли Джексона" (или 12.5% доли Джексона)," или, иными словами - скидка в размере 6.25% от общей стоимости каталога.

Модели оценки, построенные Billboard, со ссылкой на скидку в размере $138 млн., были опровергнуты некоторыми источниками, знакомыми со сделкой, утверждающими, что это была бОльшая сумма. Хотя источники не раскрывают для Биллборд точную сумму, но если скидка в размере $150 млн -- как сообщило одно издание -- это правильная сумма, то это предполагает оценку стоимости предприятия (долг плюс капитал равен стоимости предприятия) в размере $2,4 млрд для сони/АТВ.

Если скидка в $150 млн. добавляется к платежу в $750 млн, это означает стоимость долей Джексона и Sony по $900 миллионов каждая (то есть эстейт должен был бы выкупать долю СОНИ за 900 млн). Итого - общая сумма в $1,8 млрд, что подразумевает еще $600 млн долг/кредит, образовавшийся от поглощений, которые делали Сони/АТВ на протяжении многих лет -- Famous Music, Lieber & Stoller, и Rose/Acuff catalog - что в сумме дает стоимость компании Сони/АТВ в $2,4 миллиарда."

https://www.billboard.com/music/music-news/sony-atv-value-deep-dig-michael-jackson-buyout-7263906/

То, что за каталог была уплачена адекватная рыночная цена дает сравнение стоимости каталога СОНИ/АТВ со стоимостью каталога EMI Music Publishing: каталог EMI, чья доходность в шесть раз превышает доходность каталога СОНИ/АТВ (249 миллионов у EMI против 40 млн. у СОНИ/АТВ) был оценен в 4,7 млрд. (СОНИ/АТВ оценен в 2,4 млдр. долл.)
https://www.billboard.com/articles/business/8457178/sony-buys-60-percent-stake-in-emi-music-publishing

Обратите также внимание - в статье речь идет еще о кредитной задолженности в 600 млн долл. Эти кредиты СОНИ брали на расширение каталога, и они должны быть разделены поровну между обоими со-собственниками. Это означает, что эстейт, в случае "единоличного" выкупа доли СОНИ, должен был взять на себя еще и половину 600 млн кредита.
Да, скорее всего Бранка мог получить кредитную линию размером в 1,2 млрд долл. Но это значит, что эстейт, а затем Принс, Пэрис и Бланкет - еще платили бы, платили и платили... до скончания века.

Кроме того, в 2015-16 году у эстейта был еще не урегулирован налоговый спор с IRS с их требованием заплатить почти 700 млн. дополнительных налогов. Никто не мог знать наверняка - чем завершится это судебное разбирательство. Брать новые кредиты, в то время как еще не погашены старые и предъявлено требование по уплате новых многомиллионных налогов, было бы полным безумием.

И, наконец, была еще одна причина. СОНИ - это корпорация с огромными возможностями, имеющая в своей структуре самый разнообразный бизнес. Для них выплата 750 млн - это не запредельные траты.. И они имеют очень хорошую подушку безопасности: если один вид бизнеса вдруг начнет "проваливаться", они всегда могут подстраховаться доходами от другого бизнеса (в том числе электроники) Для эстейта же сделать основную ставку только на каталог СОНИ/ATV значило бы положить все яйца в одну корзину.

Теперь что касается со-инвестора (или со-инвестров), которых мог привлечь Бранка для выкупа доли СОНИ (первоначально он именно это и собирался сделать, по сообщениям СМИ). Но не сделал. Вопрос, почему?

Я перечислю некоторые доводы, которые приводились на мджкоммьюнити https://www.mjjcommunity.com/forums/michael-jackson-news-and-discussion.11/

1. новые партнеры это, фактически, темные лошадки. Никто никогда не может дать гарантии, даже при наличии четко прописанных условий по ведению совместного бизнеса, что между партнерами не возникнут расхождения и конфликты. И никто не знает, что можно ждать от партнеров в отдаленной или не очень отдаленной перспективе. Самая большая опасность - это возникновение ситуации, при которой один из партнеров решит продать свою часть бизнеса третьему лицу, которое категорически не устраивает другого партнера.

2. вторая причина - непонятно, как много желающих нашлось бы участвовать в этой сделке. Поначалу да, могли прибежать, привлеченные громким именем каталога и правами на песни Битлз.
Но когда эти потенциальные партнеры узнавали цену вопроса и предполагаемую прибыль - думаю, у них появлялось весьма кислое выражение лица.
Да, каталог большой. Но это старая и стареющая музыка. Доходность каталога очень низкая - всего 40 млн. долл (или еще меньше, в предыдущие года доходность каталога варьировалась от 20 до 37 млн долл. на обоих со-собственников). Еще раз, для сравнения: доходность такого же по объему каталога EMI Music Publishing - 249 млн.долл. То есть инвестору предлагалось заплатить около 1 млрд долл с перспективой получать 20 млн. дохода в год. Опять же, для сравнения - просто пассивный доход с капитала в 500 млн (банковские проценты) даст 20-25 млн. годового дохода.

3. Далее - в 2015 году Маккартни предпринял первые шаги по возвращению своих прав на песни Битлз, затем, в 2016 году подал исковое требование. Каталог частично теряет свою главную "корону". "Шику-блеску" будет меньше.

4. Далее - каталог требует постоянного расширения и пополнения, то есть новых вложений. А иначе он постепенно будет истончаться. По истечение 50/70 лет после смерти музыканта его записи становятся общедоступными и бесплатными.

5. Выкупая долю СОНИ, эстейт вместе с со-инвесторами должны были ли создать всю инфраструктуру по обслуживания каталогом с нуля. Это очень большие инвестиции, из-за которых владельцы первые годы вообще не получали бы прибыль. СОНИ обслуживали каталог полностью, получая при этом половину прибыли. Видимо, по этой причине - из-за низкой доходности, из-за того, что они все действия по каталогу должны были согласовывать с партнером (эстейтом), запрашивая его согласие и разрешение на новые сделки - СОНИ в 2014 году рассматривали вопрос о продаже своей доли в третьи руки.

6. Эстейт в 2009 году осуществил реструктуризацию кредита - он был продлен до 2015 г. Нам ничего не известно о том, была ли возможность дальнейшей пролонгации кредита (то есть отсрочки даты погашения основной суммы кредита). Если нет - значит у эстейта тем более не было выхода, никакой инвестор тут бы не помог. Это означало, что надо брать новый кредит на погашение старого.

каталог SONY/ATV, эстейт

Previous post Next post
Up