Кролики, Дэвид Линч

Dec 01, 2009 18:03

Производство: США, 2002
Жанр: ужасы, фэнтези, комедия, драма, детектив
Режиссер: Дэвид Линч
В ролях: Скотт Коффи, Ребека Дел Рио, Лаура Хэрринг, Наоми Уоттс


«Кролики» - один из самых любопытных фильмов Линча. С привычными для режиссера принципами повествования: и в случае с короткометражными работами, малая форма нужна для того, чтобы опять ничего толком не сказать. Разумеется, претензии по поводу непонятности художественных криптограмм Линча смехотворны - не разжевывают и не кладут в рот нигде, даже в обычных сериалах. Возникает резонный вопрос: почему мастер с приоткрытыми каналами связи объясняется именно таким образом? И хочет ли вообще быть понятым (и понятым правильно)? Пробуем разобраться с этим на примере мини-серила, чья компактная форма и характерное для всего производимого Линчем содержание, наглядны и показательны (вещая как занудливый лектор-чревовещатель, я по-прежнему считаю Дэвида Линча вредителем).

Ближний план - на нем предлагается вникнуть в секрет маленькой компании, состоящей из трех существ в виде кроликов, состоящих в различных взаимоотношениях. Троица на протяжении всех восьми эпизодов пытается наладить контакт - друг с другом, со зрителем (с помощью определенных приемов - фильм оформлен как ток-шоу, реалити-шоу), с красной маской смерти (вызванным духом), возникающей периодически в левом углу темной комнаты.
Джек, Джейн и Сьюзи - имена действующих лиц, «кроликов» (сразу же проводятся параллели с народными театрами, где герои, имеющие типичные имена - Панч и Джуди. Петрушка, и т.д., - разыгрывали типичные, до стереотипии, сюжеты. Наши «кролики»
делают почти то же самое), взаимодействуют, используя привычные, узнаваемые поведенческие схемы, с той лишь разницей, что целью их не является привычный коммуникативный акт. «Кролики» находятся в комнате не для того, чтобы разговаривать разговоры.
Фразы и песни «кроликов» имеют какой-либо смысл только в совокупности с прочим антуражем, как часть целого (как кусок заклинания, или заклинание целиком, не будет работать без выполнения всех условий, так и отдельный эпизод кажется, и, по преимуществу, является бредом.). И уже отсюда можно идти дальше - к рассмотрению символов и более тонким планам.

Кролики - практически основание пищевой пирамиды, идеальные жертвы (всяческие извращения в виде братцев Кроликов, подтверждающие правило, не в счет), умеющие компенсировать недостаток качества количеством, быстрым восстановлением. Кролики, - по обстоятельствам, - символ беззащитности или лавинообразной уничтожающей силы (биомассы). В данном случае «кроликов» трое (не один ничего не значащий кролик, тупое мясо, и не двое, иначе бы акцент на межполовые кроличьи дела был более явен, не множество, а именно столько, сколько нужно. Для выполнения ритуала, например).
Кролики у Линча - аллегорический способ демонстрации зависания и застоя перед обрывом в бездну. Привлеченная для контраста рутина (домашние халаты, глажка белья, «привычные» возвращения Джека, беседы о погоде) - способ отвлечь и отвлечься от неминуемого перехода (в другое помещение, измерение, состояние и т.д.). Перехода (с каким бы ужасом он не был сопряжен) для
«кроликов» по-особому желанного и, для них же, обязательного.

Почти в каждой своей картине Линч заигрывает с потусторонним, пусть даже в пародийном виде… Пародия (возвращаясь к народным представлениям) - инструмент из арсенала затемнения, декорирующий элемент, способ не указать, а намекнуть.

Действие «Кроликов» происходит в помещении, напоминающим убежище, небольшой зал ожидания, миниатюрное чистилище (совершенно не обязательно очищающее). Кролики застряли (и Линч застрял, поэтому петляет всегда, и зритель буксует, потому что непонятно и неприятно). Троица по очереди исполняет музыкальные номера с малопонятным текстом (обрывки доутробных воспоминаний самого Дэвида, возможно. Или, возможно, все трое «кроликов» - убийцы, грешники).
Обращения и действия кроликов сопровождаются радостным закадровым смехом (особенно достается одной из крольчих. Почему? Потому что ничего не обломиться, очевидно. Над беднягой Джеком почти не ржут). Перманентное ожидание телефонного звонка перемежается ритуальным хождением одной их крольчих, и появлением призрачной рожи (тут следует обратиться к другому короткометражному произведению Линча, мультфильму «Страна дураков» (Dumbland), где персонаж, внешне похожий на нечто, выходящее из стены у кролов, олицетворял собой грубость, пошлость и приземленность, то бишь зло в необаятельной форме).Разумеется, от появления «ангела верхнего левого угла» уклад «кроликов» никаких трансформации не претерпевает. На некоторое время гаснет свет, кем-то открывается входная дверь, и все идет как раньше. И тут же вспомним еще один ранний мультфильм «Шестеро блюют шесть раз» (Six
Figures Getting Sick), где крайне примитивный, лаконичный сюжет замыкается (вуаля! - дурная бесконечность «кроличьего» послесмертия). На выходе мы имеем печальную кому, жеванную жвачку частного лузерства. Более чем неприятно, но ведь понятно же?

Сам Линч о «Кроликах» сказал следующее: «я не люблю обсуждать такие вещи. В этих кроликах есть нечто, что кажется мне верным и точным, что я просто счастлив. Даже если это абстрактные вещи, они идеально вписываются в историю, и этого достаточно. Это не интеллектуальное кино. Я «интуитивный» режиссер. Я следую интуиции. Заставляю идею говорить». Весьма исчерпывающе. Очевидно, Дэвид не объясняет ничего, чтобы его объясняли, и лучше бы это делал правильный кролик.
Для справки (кому она нужна): эпизодами из сериала «Кролики» была сдобрена «Внутренняя империя» - последний полнометражный фильм Линча.

линч, фильмы

Previous post Next post
Up