Сжигатель трупов, Юрай Герц

Oct 06, 2009 21:04

Производство: Чехословакия, 1968
Жанр: драма
Режиссер: Юрай Герц
В ролях: Диана Хорватова, Милан Бахул, Йоахим Кеммер, Клара Иссова, Яна Швандова, Иржи Критинар, Матей Хадек, Павел Ландовски


Крайне неровного творчестве режиссер Юрай Герц. Вместе с тем, упомянуть о нем считаю необходимым: сказочно-философичная «Моргиана» - нечто норовящее поразжижать мозг - о единстве и борьбе противоположностей женской ипостаси, без особой глубины, но сносная вполне, и «Сжигатель трупов» - неочевидно замечательная фантазия на тему жизненной ориентации.
О «Сжигателе» хотелось бы рассказать подробнее, потому что на фоне кинематографического безрыбья последних месяцев, он показался довольно интересным. Не взирая особо на типичную для Герца напыщенность, некоторое фиглярство и вкрадчивость, фильм, кажущийся пересказом городских легенд-страшилок, далеко не так прост, а особая атмосфера сказки, также для Герца характерная, добавляет нужное количество зрелищности.

Итак, ранняя, черно-белая картина Герца, где цвет не отвлекает от стройного и строгого повествования о судьбе простого работника городского крематория, последовательно и постепенно перестающего быть совсем уж простым, и становящегося чуть фанатичным, слегка одержимым, идейно более продвинутым или, на вкус зрителя,
окончательно сбрендившим.
В самом начале, главный герой - гладкий господинчик неопределенного возраста, имеющий в женах домовитую еврейскую женщину и двух, соответственно, еврейских детей, живет исключительно своими нуждами и нуждами своего гладкого семейства. Нужно поискать такого скользкого обаятельного гада, как он. Снабженный массой сопроводительной атрибутики (к примеру, его расческа, прибирающая волосы каждого, к кому благоволит ее хозяин), он словно оформленный бес, словно живой завхоз в царстве мертвых вещей. Да, он сжигает трупы, но при этом остается благообразен и заботлив по отношению к каждому, кто попадает в зону его влияния, будь то родной сынуля или свежий покойник.

Семейные праздники по расписанию, обеспечение уюта, прочее, что делает отличным семьянином и уважаемым бюргером, длятся до поры, пока в город не входят фашиствующие германцы, заставляющие несколько поменять взгляды героя на, по-настоящему, героические. И до этого склонный к
неопределенным сомнениям и подозрениям из-за маниакальной аккуратности и выбранной профессии, герой принимает для себя решение, которое язык не повернется назвать бредовым, потому что демонстрируемое Герцем и есть форма бреда - черно-белые галлюцинации измененного сознания. Потому что сжигать трупы хорошо и правильно способен не каждый, да.

После бесед с оккупантами, герою становится ясно, что возврат к прежнему невозможен - его настигает окончательный шизофренический раскол, организуя подряд «адвокатов», «исполнителей», «прокуроров», в общем, всех тех, кто должен обеспечить новый миропорядок в голове отдельно взятого работника крематория. Тихой сапой герой подталкивает еврейскую жену к самоубийству, устраивает экскурсии на рабочее место сначала сыну, потому дочери, норовя отправить их вслед за матушкой (сцены, полные холодильного комизма), и, удовлетворившись, то ли сокрытием близких (дочери, правда, удалось удрать), то ли тем, что покончено с прежним, уезжает куда-то, исполненный возвышенных дум.


«Сжигатель трупов» сложен для трактовок и толкований, так обманчива его кажущаяся простота, почти примитивность, это один из тех ящичков, в которых дно далеко не единственное. Изрядное количество тонких и смешных моментов, почти клоуанада, а за ней железобетонный остов необходимости выбора для каждого - для фигуры одиозной как заведующий кремацией в концентрационном лагере, для фигуры неприятной, но не слишком пугающей, как рабочий городского крематория, для фигуры смехотворно-жалкой, как радеющий папаша семьи. С обязательным концом в самом конце в виде бегущей вслед черной чужой вдовы.

Герц, фильмы

Previous post Next post
Up