Прикосновение, Альберт Мкртчян

Jul 07, 2009 03:15

Производство: Россия, 1992,
Жанр: ужасы, мистический триллер, детектив
Режиссёр: Альберт Мкртчян
В ролях: Александр Зуев, Марьяна Полтева, Станислав Житарёв, Аня Константиновская, Николай Аверюшкин


Советская действительность, монструозная сама по себе из-за стоящей за нею мощи, становится выпуклей и отчетливей, если ужас подчеркивается специально, оговаривается жанром. Первый отечественный фильм ужасов, второй после первого отечественный фильм ужасов - полноте, к чему эти специальные, якобы рекламные, маркеры? - каждый продукт отечественного кинематографа страшен по определению, ибо в них всегда неочевидно присутствуют льдистые кинжалы сосуль, норовящих проломить зазевавшийся череп, больничная нянька, шаркающая по коридору, освещенному ультрафиолетом, поминальные гостинчики, морды лис и медведей промеж лиц достопочтенных моих соотечественников.

Не припоминаю рекламной суеты, связанной с фильмом «Прикосновение» (в отличие от «Вия», «Господина Оформителя», и т.д.) снятым Альбертом Мкртчяном, но насыщенный хлорно-известковой, не без шика,
советчиной (переходного, правда, периода) этот, выделяющийся из ряда прочих по степени воздействия, малобюджетный жутик, заслуживает всяческого внимания и похвал. Малые финансовые вложения картине на пользу - скудность зрелищности с лихвой компенсируется затейливостью сценария, замечательной режиссерской работой, актерской игрой (актеры картонны в нужной пропорции, их стеклянные взгляды не полных профи - великолепны).
В повседневную реальность, в самую, что ни на есть, обыденность, с начала начинают поставляться дозы щекочущего кошмарного инобытия, возгоняя зрителя до состояния, когда любая фраза или жест героев воспринимаются как предельно жуткие. И ужас этот того сорта, что впаян в отечественных пользователей - хрущевки, пластиковые кладбищенские атрибуты, славянские лики, музыкальное сопровождение - родимое, способное трансформироваться при резком повороте головы в нечто вроде «мама, а ты точно моя мама?».

Вкратце о сюжете: в процессе загадочного самоубийства, где мать убивает сына, а после режет вены,
следователю открываются все новые и новые факты. Трагическое, но достаточно заурядное событие обрастает мистическими подробностями, игнорировать которые не может даже такой скептик и грубый материалист, как расследующий дело сыщик Андрей. Он знакомится с сестрой умершей - Мариной, выясняя, что ее, как и сестру, посещает отец, погибший много лет назад. По ходу действия фильма Мариной открывается тайна смерти ее сестры - на первый взгляд, нереальная, чудовищная придумка чокнутого психолога, на второй - стройная теория о присутствии мертвых среди живых - выходцах с того света, являющихся, чтобы забрать лучших в иной, лучший мир. События развиваются, и вот Андрей уже ведет душеспасительные беседы с надгробием, утопая в других измерениях - холодных, навязчивых, единственно возможных. И далее по нарастающей - обеты, ритуалы, - бессмысленные насекомьи судороги (потому что все предрешено). В финале концентрация страшного достигает апогея, изнанка советской, жутчайшей и без того реальности, распахивается, вбирая хлопающих ушами героев.


Отдельного упоминания достойны клишированные, но, тем не менее, пугающие детали - фотография отца с ненормальной для доброго и достойного человека мимической маской, бормочущий о подземных муравьях старичок, в нужное время и в нужном месте появляющаяся сестрица Марины… И без использования особых спецэффектов (бенгальские пожарища и хулиганы из балагана не в счет) создателям фильма удалось замутить мутную, но нарядную пугающую карамельку - такими, - мятными, с холодком, слипшимися друг с другом и с хлебным крошевом, потчевали детвору советские дворовые бабули.

мкртчян, фильмы, отечественные фильмы

Previous post Next post
Up