Мир тесен... в натуре...

Apr 17, 2017 19:40



Прошло пара-тройка лет с тех пор, как я писал про швейцарских журналистов, написавших про Диксон ( "Марсиане на Диксоне"). И, ты ж подумай, довелось встретиться в Норильске с одним из них - тем, что как раз снимал. Даже писать про него пришлось.
«Хотел бы я посмотреть на тех «путешественников»!» - Подумалось два года назад, при виде фоторепортажа с таймырского Диксона в журнале «New Times». И вот - на тебе: автор фотографий Беат Швайцер собственной персоной встречается с коллегами в публичной библиотеке Норильска!
Беат Швайцер - свободный фотограф из Швейцарии. Фрилансер из Европы. Долговязый, по-мальчишески всклокоченный, отчаянно жестикулирующий, когда рассказывает о своей работе и фотографиях. Тема последних проектов - изолированные в разных смыслах территории: Косово и Приднестровье - политически, Диксон - географически. Теперь вот - Норильск, который тоже можно считать географически изолированной территорией.
Однажды Беат уже был проездом в Норильске по пути на Диксон. В силу ряда обстоятельств, результатом того визита стало выдворение в принудительном порядке и запрет на въезд к нам до 2016 года. Теперь, оформив все документы, Беат хочет более внимательно познакомиться с городом и поснимать его в деталях.
Четыре года назад Беат побывал на Диксоне вместе с писателем, журналистом Урсом Маннхартом, после чего в ряде изданий появились фоторепортаж Беата Швайцера и его соотечественника, названный «Диксон. Быт. Границы льда». Его и представил гость на встрече в библиотеке Норильска. Учитывая, что вряд ли кто из присутствующих был на Диксоне, фантастические картины полузаброшенной территории, надо полагать, сильно впечатлили и аудиторию. Иными словами, "проехать по мозгам" никогда не бывавшим на Диксоне норильчанам было проще простого.
Столь сильно захватавший иностранцев интерес к Диксону понятен: небольшая благополучная Швейцария в самом сердце уютной Европы такого дикого быта в российской Тмутаракани на краю евразийского континента никогда не просто не видывала, но и представить себе вряд ли могла. Отсюда эпитеты, образы, сравнения и художественные приемы, которые использовал коллега Швайцера писатель Урс Маннхарт в описании Диксона. В немалой степени, конечно, заслуга в этом и переводчика Святослава Городецкого, давшего жизнь статье швейцарца в России, но, так или иначе, в своей основе здесь лежат определения того же толка.
Целиком текст с фотографиями можно увидеть на одном из Интернет-ресурсов Владивостока http://zaryavladivostok.ru/ru/exhibitions/post/381. Хочется только предупредить соотечественников: наберитесь мужества читать такое про себя, постарайтесь отнестись с пониманием к особому восприятию иностранцев или оцените мастерство и сатиру переводчика.
Увидев остальные фотопроекты Беата Швайцера из Косова и Приднестровья можно осмелиться утверждать, что фотографии Беата Швайцера в полной мере отражают современную западную школу фотографии и фотожурналистки. Эти снимки призывают не столько видеть смысл сюжета сразу, сколько искать его, думать над ним, разыскивать в изобилующей деталями композиции признаки той или иной мысли, символы идей, намеки на процессы, догадываться о том, что, собственно, хотел сказать автор. ». В этом отечественная школа фотографии в общей своей массе отличается от западной кардинально - опять же, в общей своей массе. У человека неискушенного в тонкостях современной фотографии, толкование может оказаться самым вольным - в зависимости, как у нас говорят, «от степени испорченности.
Многоплановая композиция, «обрезанные» руки-ноги, без всякой видимой причины торчащие из-за краев кадра, масса пустого места - «воды», общие планы, перегруженные деталями настолько, что трудно разыскать не то что основную мысль, а вообще сконцентрироваться на чем-то конкретном - яркий пример европейского метода современной западной фотографии. Правда, Беат в многочисленных деталях и пустотах кадра находит символы и объяснения многим вещам: например, двум одинаково торчащим из потолка круглым «столовским» плафонам, проводке сигнализации, рисованному портрету полуголой нимфы какого-то рыночного происхождения, пересекающимся штапикам обивки потолка и так далее. Большинство этих попавших в кадр как будто бы случайно предметов, возможно, призвано символизировать как раз бесперспективность, ту самую изолированность в самом широком смысле, а в отдельных случаях и пресловутое социалистическое наследие..."
Дальше я продолжать и цитировать самого себя не буду... Я, может быть, чересчур консервативен, но на новый друг из-за бугра по-моему как раз и олицетворяет то, о чем сейчас стали много говорить: засилье стереотипов о России. Иначе, как еще можно расценить его стенания по поводу того, что, мол, "за ними по пятам постоянно ходили шпионы спецслужб"... А чего он еще хотел, попав в режимную приграничную зону, коей является Таймыр и Диксон в частности? А его выходка в аэропорту Норильска, когда он просто взял и остался в городе "посмотреть"? Короче, "тлетворное влияние Запада", когда "наши люди в булочную на такси не ездят"!

Previous post
Up