Театр ШДИ: Кориолан

Dec 22, 2009 23:50

В Школе драматического искусства царит атмосфера камерности. Даже в большом зале «Глобус» с тремя ярусами - всё равно камерность. А ходили мы сегодня на трагедию Шекспира «Кориолан».
Васильевская школа умеет удивлять и восхищать даже какими-то отдельными штрихами, росчерками и, казалось бы, незначительными эпизодами. Эти актёры умеют создать аскетичную простоту пространства и оформления и обратить её себе на пользу. Эти актёры умеют говорить без слов, языком тела. Во втором акте девушка-плебейка фантастически отбивает чечётку под ритм собственного дыхания в течение нескольких минут. Это длинный-длинный монолог от имени народа, произнесённый без единого слова. Это изумляет и восхищает, зал просто взрывается аплодисментами после того, как поставлена финальная точка в этом монологе. Ещё в спектакле отсутствует (или не ощущается) так называемая «четвёртая стена», поэтому нет ощущения, что ты в театре, что сцена отграничена чем-то непреодолимым от зрителя. Есть ощущение, что ты в гостях. И несмотря на надрывный тон и полнозвучие голосов нет ощущения, что мы попали в детский театр на постановку для взрослых. Это - нормально, это - естественно, по-другому быть и не может, да и не должно. Это позволяет не распылять внимание по слишком необычной или неприятной форме, а сконцентрироваться на содержании. О нём речь ниже.
«Кориолан» - это трагедия гениального и честного человека, преданного родными, друзьями и толпой. Это трагедия матери, потерявшей единственного сына. Это трагедия жены, потерявшей мужа. Это трагедия друга, преданного, обманутого, покинутого. Это трагедия тщеславца, потерявшего равновесие на гребне славы и власти. Трагедия слабых, возомнивших себя сильными. Трагедия сильных, склонённым под бременем своей власти. Трагедия властителя и трагедия народа.
Несколько раз ловила себя на мысли, что мне очень хорошо знаком этот мальчишка с ясным взглядом и деревянным мечом. Бунтарь и революционер, верхом на танке и с флагом в руках. Юный максималист, талантливый, честный, открытый, отчаянно сопротивляющийся лжи и лицемерию мальчишка, непоколебимо верный своему гению и своей правде. Вот истинный образец цельной личности. Но, быть может, я оправдываю его подобно тем плебеям, которые ищут во всём собственной выгоды, пишут себе индульгенции пачками? Может, пытаюсь оправдать своё поведение, восхищаясь этим талантливым римским парнишкой?
После спектакля невольно ещё раз задумываешься о том, как непостоянно людское мнение. Как легко можно манипулировать толпой. Как каждый пытается оправдать себя, спихивая вину на других - мол, я чист, я не хотел, видит бог. Задумываешься о том, насколько люди могут быть нетерпимыми к чужому успеху и чужим достижениям, даже если этот успех им на руку. Задумываешься над тем, насколько каждый человек эгоистичен и насколько далеко каждый готов зайти в желании самоутвердиться. И очень чётко осознаёшь после этого спектакля, что положиться в полной мере - не на кого. Друзья, родные, близкие, знакомые и подчинённые - все оставят тебя в трудную минуту, спасая собственную жизнь или ведомые голосом разума, когда ты поддаёшься влиянию аффекта. Завтра ты тоже можешь их оставить. Ты ничуть не лучше. Просто у тебя своя трагедия, а у них своя. Не поддаваться ни на чьи уговоры, слушать свою совесть, своё сердце, свой внутренний голос, быть честным наедине с собой, не прогибаться ни под кого ради чего бы то ни было - только так можно перед смертью понять, что жизнь прошла не зря.

театр, где ты был мой баран?, Москва, интересное, размышления

Previous post Next post
Up