История киноначальников

Feb 08, 2012 14:24

История киноначальников




Передача 1-я. Александр Ханжонков. Последний император
О бывшем офицере казачьего полка Александре Ханжонкове. Он - организатор кинопроизводства, сравнимого с империей Пате. Ханжонков мог бы стать первым императором молодой русской кинематографии.

Передача 2-я. 20-е: Война образов
О первом десятилетии становления советской системы государственного продюсирования. В центре картины - председатель Совкино Кирилл Шведчиков и самый яркий кинопредприниматель той эпохи, глава студии "Межрабпомфильм" Моисей Алейников. Они, каждый по своему, отстаивали интересы зрителей. Лучшие режиссеры 1920-х развивали киноязык. Однако у власти в отношении кино как величайшего мифотворца были свои планы, куда ни один из наших героев не вписался... Но система была создана.

Передача 3-я. 30-е: Борис Шумяцкий. История советского Голливуда
О самой знаменитой киноутопии десятилетия - "советском Голливуде". Попытка воплощения этого проекта, который должен был уравнять СССР и США по темпам производства фильмов, стоила автору идеи, новому наркому кинематографии Борису Захаровичу Шумяцкому свободы и жизни. Но не потому, что задача была невыполнимой. Утопичной была мысль героя фильма - стать соавтором самого Сталина

Передача 4-я. 40-е: Иван Большаков. Киномеханик Сталина
О перипетиях 15-летнего правления Ивана Григорьевича Большакова, ставшего министром кинематографии, которого за глаза прозвали "киномеханик Сталина". Именно на его плечи пали два тяжелейших периода развития отечественной киномузы: годы войны и годы послевоенной разрухи. Большаков сумел преодолеть все трудности. Но после смерти Сталина его принесли в жертву меняющейся политической конъюнктуре, опорочили и забыли.

Передача 5-я. 50-е: Иван Пырьев. Иван-строитель
Великий режиссер, Иван Александрович Пырьев, в годы хрущевской оттепели не раз оказывался киноначальником. Он многое сумел сделать: поднял из руин "Мосфильм", создал Союз кинематографистов СССР, стал крестным отцом нового поколения режиссеров. Он категорически не хотел и не мог вписаться в рамки советской системы. Он был не функционером, а строителем...

Передача 6-я. 60-е: Оттепель, или Тайные стратегии обновления
Главным киноначальником эпохи оттепели, вероятно, следует считать Хрущева. С одной оговоркой: он не контролировал "важнейшее из искусств" тотально, как это делал его предшественник - Сталин. Хрущев лишь время от времени вмешивался в кинопроцесс, уступая главную роль чиновникам главков. Именно при нём складывается тот аппаратный стиль руководства кинематографом, который позднее приведет к появлению "полочных" фильмов. В фильме принимают участие Алексей Герман, Сергей Соловьев, Виталий Мельников, Армен Медведев и другие.

Передача 7-я. 70-е: Золотой век "застоя". Филипп Ермаш и Владимир Баскаков
За хорошо отлаженной системой производства "серых" фильмов эпохи 70-х стоял человек, которого не без основания называют продюсером - и по размаху, и по интуиции. Это - всесильный министр кино Филипп Ермаш. А его фактический предшественник, Владимир Баскаков, управляет кинематографом и после отставки - из своего кабинета в НИИ киноискусства. В фильме принимают участие Алексей Герман, Сергей Соловьев, Джемма Фирсова, Виталий Мельников, Армен Медведев и другие.

Передача 8-я. 80-е: Гибель империи Филиппа Ермаша
Со сменой политической погоды в середине 1980-х меняется и стиль руководства кинематографом. На Пятом съезде Союза кинематографистов свергаются прежние начальники. Новым председателем избирают режиссера Элема Климова. Империя Филиппа Ермаша трещит по швам. Пришедший ему на смену Александр Камшалов становится последним министром советского кино. В фильме принимают участие Алексей Герман, Вадим Абдрашитов, Сергей Соловьев, Владимир Меньшов, Андрей Плахов, Виталий Мельников, Армен Медведев и другие.

Передача 9-я. 90-е: Перемена участи
С назначением Армена Медведева министром кино сбывается пророчество Булата Окуджавы: "Скоро все мои друзья выбьются в начальство, и тогда, наверно, мне станет легче жить". Правда, свобода, о которой так мечтали кинематографисты, оборачивается вседозволенностью и новой "полкой" - теперь уже не цензурной, а рыночной. Система проката разрушена: в кинотеатрах торгуют мебелью. Положение спасают фестивали, которые превращаются в параллельный прокат. Государство становится меценатом, что находит выражение в поддержке малобюджетного проекта Студии Горького. Остаётся понять: кто же станет новым самым главным киноначальником - министр, критик или продюсер? В фильме принимают участие Вадим Абдрашитов, Сергей Соловьев, Владимир Меньшов, Виталий Мельников, Андрей Плахов, Иван Охлобыстин, Алексей Федорченко, Алексей Серебряков и другие.

Посмотреть документальный цикл можно вот здесь

Очень интересно. по-моему.

Быков, Соловьёв, Герман

Previous post Next post
Up