Профобразование и рынок труда

Mar 22, 2012 16:15

Настораживающий факт: на фоне общего роста численности населения мировой рынок квалифицированной рабочей силы продолжает сокращаться. Эта тенденция уже характерна не только для развитых стран, таких как, например, США, Япония, Германия, но и для большинства стран мира.

В новом исследовании компании Ernst & Young «Мониторинг глобальных тенденций» указывается, что уже и Россия, и Китай ощутили на себе последствия демографических изменений.

Усиливается мировая интеграция, государства и компании вынуждены постоянно к ней приспосабливаться. Сегодня экономики различных стран мира настолько тесно взаимосвязаны, что представители правительства, бизнеса и участники рынков вышли в режим постоянного взаимодействия. А роль надгосударственных органов высока как никогда.
Но кто в мире отвечает за глобальный рынок труда?

Наиболее острой конкуренция за перспективных специалистов будет, естественно, в отраслях, работа в которых требует высокого уровня квалификации, образовательной и профессиональной подготовки.

«Покупка мозгов» одной страной и, как следствие, их утечка из другой, сейчас заставляют как нельзя более серьезно думать о мотивации для работы в своей стране. И, мне кажется, здесь катастрофически недооценена роль нематериальных мотиваций.

Профессиональная подготовка должна обязательно дополняться духовно-нравственным воспитанием.

Духовно-нравственное воспитание - это процесс содействия становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность патриотизм);
- нравственного облика (терпение, милосердие, кротость);
- нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовность служить людям и Отечеству, духовная рассудительность, послушание, добрая воля);
В России духовно-нравственное воспитание традиционно базируется на православной культуре.

Именно в системе профессионального образования происходит ориентация человека на рынок труда. Да, профессиональная направленность остается базисной, но содержание образования не может исчерпываться лишь профессиональной подготовкой.

Иван Александрович Ильин писал: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывае в человеке «волка».

К сожалению, перечисленные Ильиным риски становятся всё более очевидными. В последние десятилетия отмечается тенденция к росту в высших и средних специальных учебных заведениях числа студентов с пониженным уровнем общей, нравственной и поведенческой культуры.

Три важнейшие сферы осваивает человек в процессе жизнедеятельности: духовную, социальную и мир природы.
Содержание современного профессионального образования регулируется федеральными стандартами и включает только изучение социальной сферы и мира природы. Духовное образование в этих стандартах фактически не отражено.
Где, в какой стране будет работать человек, живущий без духовного стержня и духовного щита? На что способны "Иваны, не помнящие родства"?
Вопрос риторический…

Размышления

Previous post Next post
Up