Оригинал взят у
arctus в
Защитник Родины Василий Рябов Маленький эпизод Русско-японской войны 1904-1905 гг.
Войны бесславной, подорвавшей экономику страны, территориальный потери после которой удалось ликвидировать лишь через 40 лет, по результатам 2-й мировой войны.
И тем не менее в ней было место для подвига.
...После казни разведчика японские парламентёры передали в штаб Русской армии письмо из штаба Японской армии...
Что так поразило японцев в русском солдате?
Из воспоминаний Ивана Францевича Кошко,
бывшего пензенским губернатором в 1907-1910 гг.:
Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг., после сражения у Лаояна, произошёл такой случай. Русскому командованию стали крайне необходимы сведения о расположении частей противника. Добровольно вызвался пойти в разведку рядовой Василий Рябов. Он не знал ни китайского, ни японского языка, но хорошо владел подражанием. С помощью жестов, мимики, походки он мог копировать китайцев, чем и потешал неоднократно своих товарищей. Переодевшись в китайский халат, привязав к голове косу, солдат отправился в расположение противника. Японцы не разгадали русского разведчика, и Рябов уже возвращался к своим. Но вдруг японский офицер приказал ему напоить коня. Рябов услужливо выполнил приказ, но чем-то не угодил японцу. Тот дернул его за косу, которая оторвалась. Солдата судили как шпиона и приговорили к расстрелу.
Вскоре к разъезду 1-го Оренбургского казачьего полка подъехали японские парламентёры и передали в штаб Русской армии письмо из штаба Японской армии. Текст письма гласил:
"Запасной солдат Василий Рябов, 33 лет, из охотничьей команды 84-го пехотного Чембарского полка, уроженец Пензенской губернии, Пензенского уезда, села Лебедевки, одетый, как китайский крестьянин, 17 сентября с.г. был пойман нашими солдатами в пределах передовой линии. По его устному показанию выяснилось, что он по изъявленному им желанию был послан к нам для разведывания о местоположении и действиях нашей армии и пробрался в нашу цепь 14 сентября через Янтай, по юго-восточному направлению.
После рассмотрения дела установленным порядком Рябов приговорён к смертной казни. Последняя была совершена 17 сентября ружейным выстрелом. Доводя об этом до сведения Русской армии, наша армия не может не высказать наше искреннейшее пожелание уважаемой Русской армии, чтобы последняя побольше воспитывала таких истинно прекрасных, достойных полного уважения воинов, как означенный рядовой Рябов. На вопрос, имеет ли что сказать перед смертью, он ответил: "Готов умереть за Царя, за Отечество, за Веру". На предложение: "мы вполне входим в твоё положение, обещаемся постараться, чтобы ты так храбро и твёрдо шёл на подвиг смерти за царя и отечество, притом, если есть, что передать твоим от тебя, пусть будет сказано" - он ответил: "Покорнейше благодарю, передайте, что было…" - и не мог удержаться от слёз. Перекрестившись, помолился долго в четыре стороны света, с коленопреклонениями, и сам вполне спокойно стал на своё место. Присутствовавшие не смогли удержаться от слёз. Сочувствие этому истинно храброму, преисполненному своего долга, примерному солдату достигло высшего предела. С почтением. Капитан штаба Японской армии /Подпись/".
Подвиг героя не был забыт. В 1910 году его прах перевезли из Маньчжурии на Родину, в с. Лебедевку Пензенской губернии, и похоронили у школы, которой присвоили имя Рябова. Семье выдали тысячу рублей, а его детей устроили в казенные учебные заведения. Солдат был навечно зачислен в списки полка, как сказано в приказе: "В назидание потомству".
Источник